Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 4. Творение четвертого уровня

Глава 28. Как Пуранджана в следующей жизни родился женщиной

Текст: 32

ШБ 4.28.32
агастйах̣ пра̄г духитарам
упайеме дхр̣та-врата̄м
йасйа̄м̇ др̣д̣хачйуто джа̄та
идхмава̄ха̄тмаджо муних̣

Пословный перевод

агастйах̣ — великий мудрец Агастья; пра̄к — на первой; духитарам — дочери; упайеме — женился; дхр̣та-врата̄м — хранящей обеты; йасйа̄м — от которой; др̣д̣хачйутах̣ — по имени Дридхачьюта; джа̄тах̣ — родился; идхмава̄ха — по имени Идмаваха; а̄тма-джах̣ — сын; муних̣ — великий мудрец.

Перевод

Великий мудрец Агастья женился на старшей дочери Малаядваджи, которая дала обет преданного служения Господу Кришне. У нее родился сын по имени Дридхачьюта, сыном которого стал Идмаваха.

Комментарий

В имени Агастьи Муни заключен глубокий смысл. Агастья Муни олицетворяет ум. Слово агастйа указывает на то, что органы чувств не могут действовать самостоятельно, а муни значит «ум». Ум является центром всех чувств, поэтому органы чувств не могут действовать независимо от ума. Приняв метод бхакти-йоги, ум начинает заниматься преданным служением Господу. Культ бхакти (бхакти-лата) — это первородная дочь Малаядваджи, взор которой, как уже было сказано, всегда устремлен на Кришну (аситекшан̣а̄м). Бхакти не может лежать в основе отношений с полубогами. Бхакти применима только к Вишну (ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣). Считая Абсолютную Истину лишенной формы, майявади утверждают, что слово бхакти относится к любым формам поклонения. Будь это так, преданный мог бы создать в своем воображении образ любого полубога или любые проявления Божества и поклоняться им. Но в реальности все обстоит иначе. На самом деле культ бхакти может быть связан только с Господом Вишну и Его экспансиями. Вот почему бхакти- лата называется дридха-вратой, великим обетом: когда ум человека целиком поглощен преданным служением, возможность падения полностью исключена. Пытаясь достичь совершенства другими путями, такими, как карма-йога или гьяна-йога, человек рано или поздно сходит с пути самоосознания, но тому, кто идет по пути бхакти, падение не грозит.

Итак, у бхакти-латы рождается сын Дридхачьюта, у которого, в свою очередь, появляется сын по имени Идмаваха. Идхма-ва̄ха значит «тот, кто приносит духовному учителю дрова для жертвоприношения». Имеется в виду, что благодаря бхакти-лате, культу преданности, человек поднимается на духовный уровень. Достигнув его, он уже никогда не падает, а дети, которых он зачинает, неукоснительно соблюдают все предписания шастр. В Ведах сказано:

тад-виджн̃а̄на̄ртхам̇ са гурум эва̄бхигаччхет
самит-па̄н̣их̣ ш́ротрийам̇ брахма-ништ̣хам

Преданные, получившие духовное посвящение, строго следуют всем указаниям Вед.