Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 4. Творение четвертого уровня

Глава 4. Сати оставляет тело

Текст: 15

ШБ 4.4.15
йат-па̄да-падмам̇ махата̄м̇ мано-’либхир
нишевитам̇ брахма-раса̄сава̄ртхибхих̣
локасйа йад варшати ча̄ш́ишо ’ртхинас
тасмаи бхава̄н друхйати виш́ва-бандхаве

Пословный перевод

йат-па̄да-падмам — чьи лотосные стопы; махата̄м — великих личностей; манах̣-алибхих̣ — пчелами ума; нишевитам — поглощенных; брахма-раса — трансцендентного блаженства (брахмананды); а̄сава- артхибхих̣ — поисками нектара; локасйа — обыкновенного человека; йат — который; варшати — он выполняет; ча — и; а̄ш́ишах̣ — желания; артхинах̣ — ищущий; тасмаи — по отношению к нему (Господу Шиве); бхава̄н — ты; друхйати — питаешь ненависть; виш́ва-бандхаве — к другу всех живых существ трех миров.

Перевод

Ты питаешь ненависть к Господу Шиве, который является другом всех живых существ в трех мирах. Он дарует свои благословения великим личностям, поглощенным поисками брахмананды (трансцендентного блаженства), потому что они всегда думают о его лотосных стопах, и выполняет все желания обычных людей.

Комментарий

Люди делятся на две категории. К первой принадлежат закоренелые материалисты, стремящиеся к материальному благополучию. Если такие люди поклоняются Господу Шиве, все их желания осуществляются. Господь Шива, которого очень легко удовлетворить, быстро исполняет любые желания, поэтому можно видеть, что простые люди с большой охотой поклоняются ему. Ко второй категории относятся те, кто разочаровался в материалистическом образе жизни: такие люди поклоняются Господу Шиве ради того, чтобы обрести освобождение, то есть избавиться от материальных самоотождествлений. Человек, осознавший, что он — не материальное тело, а чистая душа, избавляется от невежества. Это благословение тоже может быть даровано Господом Шивой. Как правило, люди совершают религиозные обряды, чтобы добиться экономического процветания и разбогатеть, рассчитывая на то, что деньги помогут им удовлетворить свои чувства. Те же, кто отчаялся обрести материальное счастье, стремятся к духовной брахмананде, слиянию со Всевышним. Это четыре устоя, на которых зиждется материальная жизнь: религиозные обряды, экономическое благополучие, удовлетворение чувств и освобождение. Господь Шива является благожелателем как обычных людей, так и тех, кто достиг высот духовного знания. Поэтому, затеяв ссору с ним, Дакша действовал только себе во вред. Господу Шиве как величайшему вайшнаву поклоняются даже вайшнавы, не говоря уже о людях, ищущих освобождения, и обычных материалистах. Таким образом, он является другом всех: и простых людей, и возвышенных личностей, и преданных Господа, — поэтому никто не должен относиться к нему непочтительно или смотреть на него как на своего врага.