МОСКВА, ДЕКАБРЬ 1991 г. Ш.Б. 1.15.20
Лекция Его Божественной Милости Шрилы Бхактиваибхавы Свами
Махараджа
СТИХ:
О император, сейчас я разлучен с моим другом и доброжелателем, ближе
которого у меня не было никого, Верховной Личностью Бога, поэтому сердце мое
опустело. В отсутствии Кришны, когда я был телохронителем при Его женах, меня
одолела толпа постуховязычников.
КОМЕНТАРИЙ:
Здесь Арджуна испытывает огромную разлуку с Господом Шри Кришной. Поэтому
ему кажется, что его сердце опустело от всего. Эти чувства разлуки с Гоподом
обьясняются далее. Им учит пример Чаитанйи Махапрабху.
Любовь к Кришне делится на две части: випраламба и самбога. Випраламба
означает любовь в разлуке, а самбога - в непосредственном контакте. Есть много
примеров любви в непосредственном общении с Господом. Випраламба же делится на
три части: 1-е - пурварага, 2-е - мана, и 3-е - праваса.
В "Падиавале" приводится пример пурвараги: Онажды Шримати Радхарани ска-
зала своим наперстницам:"Мои дорогие подруги, Я направлялась на берег Иамуны,
и вдруг передо Мной появился юноша с кожей цвета темного облака, и Он взглянул
на Меня так, что Я не могу описать етот взгляд. Но с тех пор, как это случи-
лось, Я болбше уже не могу заниматься Своими домашними делами." Таким образом,
пурварага означает предворительное влечение друг к другу.
Следующий пример маны. В "Гите-Говинде" говорится, что когда Шримати
Радхарани увидела,как Кришна наслаждался с другими гопи, в Ее сердце закралась
ревность, потому что Ее особое положение как-бы уменьшилось, и Она в тот час
же покинула эту сцену и спряталась в кусте, вокруг которого жужжали пчелы.
Спрятавшись за лианами, Она стала выражать недовольствие одной из Своих под-
руг. Таким образом мана означает кажущийся гнев.
И наконец 3-е - это праваса. Пример ее так-же приводится в "Падиавали":
"С того самого благословенного дня, когда Кришна покинул Вриндаван, чтобы
уехать в Матхуру, Шримати Радхарани держит ухо в одной из Своих рук и все вре-
мя проливает слезы. Ее лицо мокро от слез, и потому Она не в состоянии уснуть
ни на мгновение. Проваса - это значит разлука на растоянии.
Истинная сапрадая Чаитанйи Махапрабху значит развивать это чувство разлу-
ки с Кришной. Не самбогу, когда мы пытаемся наслаждаться обществом Кришны.
Безусловно, - это тоже есть, мы должны очень хотеть вернуться обратно, назад
к Богу, чтобы общаться с Кришной. Однако мы следуем примеру Самого Шри Чаи-
тании Махапрабху и шестерых Госвами Вриндаваны. Они всегда ощущали разлуку с
Кришной. Не так, что: "О, я видел вчера вечером Кришну, и Он украл мои одеж-
ды!"- это другая сампрадая. Есть много подобных сампрадай: Гауранагари, Баула-
ула и мн. др., но наша сампрадая означает: "хе Радхе, Враджаде вике ча Лалите
Хе Нанда суна кутаха." "Где Кришна, где Шримати Радхарани, где я могу найти
Их, где Они?" В молитвах шести Госвами мы находим такое выражение "Вивалоу",
которое означает сходить с ума по Кришне. "Го санта видитсарва то враджапуре
хе Нанда суна кутаха вивалоу." Чтобы научить нас этому чувству разлуки с Криш-
ной, Кришна сам принял на Себя чувства "ашраиа-таттвы". "Ашшраиа-таттва" озна-
чает живое существо . В Своих молитвах Он говорит: "Иугаитам нимешена". "Ни-
мешина"- означает секунда , мгновение. "Югаитам"- кажется для меня целой югой,
что означает эпоха, век. При этом слезы льются из глаз, как потоки дождя.
"Шуниаитам джагат сарвам"- таким образом вся вселенная кажется опустевшей для
Меня. "Говинда-вирахена ме" - Благодоря чувству разлуки, которое Я испытываю к
Кришне.
Чаитаниа Махапрабху и шесть Госвами учат нас принять прибежище в этом
чувстве разлуки с Господом. Преданные не должны обращать очень большое внима-
ние на самбогу, попытку наслаждаться Господом, - это не наше положение. Пре-
данный считает себя совершенно недостойным того, чтобы наслаждаться Господом.
Он считает: "Я никогда не в состоянии буду увидеть Господа, моя судьба вечно
гнить в этом материальном мире. У меня нет никаких хорошых качеств , абсолютно
никаких, но тем не менее Кришна единственный обьект моей любви. Даже если я
буду гнить в аду, единственное о чем я буду помнить и знать - это Кришна..."
Тогда мы, действительно, сможем сойти с ума по Кришне. Это сумашествие и сле-
зы, которые льются у нас из глаз, - это та цена, которую мы должны заплатить,
чтобы получить Кришну.