Пураны | Упанишады | Махабхарата | Шримад Бхагаватам | Лекции | Алфавит | Поиск

Пураны

Пураны относятся к ведическим писаниям

В наши дни никто не в состоянии в полной мере постичь все то, чему учат авторитетные ведические писания, так как смысл их очень сложен для понимания, и даже мудрецы, разъясняющие Веды в своих комментариях, могут расходиться друг с другом во мнениях по какому-либо вопросу. Поэтому уместно воспользоваться советом обратить наше внимание на шабдапраману Итихас и Пуран, которые, по сути, не отличны от Вед, и предельно ясно разъясняют их. Поскольку благодаря Итихасам и Пуранам можно выявить смысл тех ведических текстов, которые не самоочевидны, Итихасы и Пураны отнесены к числу авторитетных источников знания нашего времени. 

В "Махабхарате" (Ади-парва, 1.267) и "Ману-самхите" утверждается: "Без изучения Итихас и Пуран знание Вед не считается полным". В другом месте сказано: "Слово "пурана" происходит от слова "пурана" (завершенность, дополнение)".

Неприемлемо дополнять Веды тем, что Ведами не является, так же как неприемлемо запаивать оловом брешь в сломанном золотом браслете.

Тождество Вед с Итихасами и Пуранами, ввиду того, что Итихасы и Пураны являются апаурушеей, подобно "Риг-веде" и другим Ведам, подразумевается, в частности, в следующей выдержке из "Мадхйандина-шрути": "Итак, дыхание Верховного Живого Существа - это "Риг-веда", "Йаджур-веда", "Сама-веда", "Атхарвангираса-веда", Итихасы и Пураны" ("Брхад-аранйака-упанишад", 2.4.10). 

Поэтому в Прабхаса-кханде "Сканда-пураны" утверждается: "В давние времена Брахма, прародитель полубогов, совершал суровые покаяния. Вследствие этого проявились Веды с шестью приложениями (ведангами), пословным делением (пада) и текстами для облегчения их запоминания (крама). Затем появилась единая Пурана, вбирающая в себя все писания. Пурана неизменна и благоприятна; она состоит из вечного звука и содержит миллиард стихов. Она изошла из уст Господа Брахмы. Послушайте же описание ее разделов: Первой идет "Брахма-пурана".

Упомянутая здесь цифра, один миллиард, относится к числу стихов, известных на планете Брахмы. В третьей песне "Шримад-Бхагаватам" есть фрагмент, подобный приведенной выше цитате из "Сканда-пураны". Он начинается со слов: "Из уст Брахмы, начиная с лица, обращенного вперед, одна за другой вышли четыре Веды: "Риг", "Йаджур", "Сама" и "Атхарва"" (Бхаг., 3.12.37). В этом же фрагменте текста мы находим следующее утверждение: "Затем Брахма, которому ведомо прошлое, настоящее и будущее, сотворил всеми своими устами пятую Веду - Пураны и исторические хроники" (Бхаг., 3.12.39) . Употребленное здесь слово "веда" относится также к Пуранам и Итихасам. 

Мы находим подобные утверждения, констатирующие, что Пурана является "пятой Ведой" и в других местах: "Итихасы и Пураны называют пятой Ведой" (Бхаг., 1.4.20). "Он учил Ведам, включая пятую из них, "Махабхарату"" ("Махабхарата", Мокша-дхарма, 340.21). 

Если бы Итихасы и Пураны не были ведическими произведениями, то в утверждениях, подобных процитированным выше, их не стали бы называть "пятой Ведой", поскольку, считая предметы, мы всегда подразумеваем, что они принадлежат к одной категории.

Более того, в "Бхавишйа-пуране" утверждается: "Веда, написанная Кршной [Дваипайаной Вйасой], является пятой Ведой и известна как "Махабхарата"". А в "Чхандогйа-упанишаде" из раздела Каутхумийа "Сама-веды" сказано: "Господин, я изучил "Риг-веду", "Йаджур-веду", "Сама-веду", четвертую из Вед, или "Атхарву-Веду", а также Итихасы и Пураны, которые являются пятой Ведой". И так далее.

Так опровергается возражение, отрицающее авторитетность Итихас и Пуран в том виде, в каком мы их знаем, и основывающееся на предположении, что Итихасы и Пураны, упомянутые в цитате о "дыхании Верховного Живого Существа" из "Брихад-аранйака-упанишады", не более чем отдельные части четырех Вед. Это же подтверждается цитатой, начинающейся словами: "Первой идет "Брахма-пурана"

Эти слова, произнесенные Сутой Госвами в "Вайу-пуране" (60.1618, 21-22), объясняют, почему Итихасы и Пураны считаются пятой Ведой: "Затем Личность Бога [Шрила Вйасадева] уполномочил меня быть рассказчиком Итихас и Пуран. Вначале была единая Веда, "Йаджур-Веда". Вйасадева разделил ее на четыре части, в которых обозначались ритуальные обязанности жрецов четырех видов и на основании которых он установил правила проведения жертвоприношений. 

Обязанности жреца по имени адхварйу были определены в йаджурмантрах, жреца по имени хота - в рг-мантрах, жреца по имени удгата - в самамантрах, а жреца по имени брахма - в атхарва-мантрах. О лучший из брахманов, обладая глубоким пониманием Пуран, Вйасадева вкратце изложил их суть в акхйанах, упакхйанах и гатхах. Все, что осталось [после раздела Веды на четыре части], считается "Йаджур-ведой". Таково заключение по поводу богооткровенных писаний".  Мы также видим, что Итихасы и Пураны декламируются при проведении брахма-йаджны, как явствует из данного предписания: "[Цитируемые тексты включают в себя] Брахманы, Итихасы и Пураны" ("Тайттирийа-Аранйака", 2.9). Это не было бы возможным в том случае, если бы Итихасы и Пураны не являлись ведическими произведениями. 

В "Матсйа-пуране" (53.8) Верховный Господь говорит: "О лучший среди брахманов, предвидя, что с течением времени Пуранами начнут пренебрегать, каждую эпоху я прихожу как Вйаса и даю их краткое изложение". На основании вышесказанного можно понять, что имеет ввиду Господь: "Я перелагаю уже сущес т вующую Пурану с целью ее более легкого восприятия". 

Сразу же после этого говорится: "В каждую Двапара-йугу я разделяю Пурану на восемнадцать книг, содержащих в общей сложности четыреста тысяч стихов, и в такой форме они распространяются на этой земной планете. Но даже сегодня на планетах полубогов Пурана состоит из миллиарда стихов. Суть этой изначальной Пураны содержится в сокращенной версии из четырехсот тысяч стихов" ("Матсйа-пурана", 53.9-11). 

Поскольку, как уже говорилось: "Все, что осталось, считается "Йаджур-ведой"", эти четыреста тысяч стихов являются не чем-то вновь сочиненным, а наиболее полезными выдержками из оригинального текста, подобранными в виде сжатого изложения для этого мира смертных. 

Та же картина, описывающая Пураны в их неразрывной связи с Ведами, представлена в  "Вайавийа-самхите" (1.1.37-38) из "Шива-пураны": "Великий учитель, сжав четыре Веды, поделил их на четыре части. Поскольку он разделил Веды на части, его зовут Веда-вйаса. Он также кратко изложил суть Пураны в четырехстах тысячах стихах, хотя на планетах полубогов Пурана и по сей день состоит из одного миллиарда стихов".

В завершение можно отметить, что слово "санкшиптам" ("была сжата") подразумевает, что это было сделано "Им" [Вйасадевой]. 

Пураны, такие как "Сканда" и "Агни", названы именами тех, чьими устами они были поведаны, как например "Катха-упанишад" названа по имени мудреца Катхи, составившего её. Или же оно определяется установленным порядком возникновения Пуран. Поэтому, когда мы слышим о том, что Пураны не вечны, это относится лишь к их видимому проявлению и уходу. 

Таким образом [в текстах 13-15.2] мы доказали, что Итихасы и Пураны являются ведическими произведениями

Сута Госвами и другие мудрецы, обрели привилегию рассказывать Итихасы и Пураны благодаря повторению имени Шри Кршны. Это повторение является спелым плодом лианы всего ведического шрути. Как говорится в Прабхасакханде ["Сканда-пураны"]: "Имя Кршны - сладчайшее из сладкого, наиблагоприятнейшее из благоприятного. Оно является самым зрелым плодом на лиане всего ведического шрути. По сути своей, оно чисто и всецело духовно. О лучший из династии Бхргу, любой человек, который хотя бы раз произнесет это имя - неважно, с верой или с пренебрежением, - достигнет освобождения". В "Вишну-дхарме" также имеется подобное утверждение: "Того, кто произносит два слога "ха" - "ри", считают изучившим "Риг-веду", "Йаджурведу", "Сама-веду" и "Атхарва-веду"". В "Вишну-пуране" утверждается, что Итихасы и Пураны делают смысл Вед явным. "Под видом сочинения "Махабхараты" Шрила Вйаса раскрыл смысл Вед. Нет сомнений в том, что Пураны дают прочное обоснование Ведам". 

Пураны особенно важны в связи с тем, что их составил Вйаса (тексты 15.5 - 16.2)

Хотя понятно, что Итихасы и Пураны лишь две шастры из множества видов шастр, разъясняющих смысл Вед, все же им отводится особое место по причине особого положения их автора. Как утверждается в "Падма-пуране": "Даже Брахма и другие полубоги не знают всего того, что знает Дваипайана Вйаса. Он знает

все, что известно другим, но вместе с тем ему ведомо то, что никто иной постичь не в состоянии". 

В "Сканда-пуране" говорится: "Остальные же довольствуются обрывками идей, которые они сумели ухватить в бескрайних просторах ума Вйасадевы.

(почерпнутых ими из бескрайнего неба ума Вьясадевы) Они пользуются заимствованными идеями, подобно людям, собирающим вещи, которые другие разрешают выносить из дома за ненадобностью". В том же ключе выдержано и утверждение Парашары Муни из "Шри Вишну-пураны" (3.4.2.-5) : "Затем, в двадцать восьмом цикле из четырех йуг при жизни нынешнего Ману, мой сын Вйаса, великий учитель, поделил единую Веду, состоящую из четырех разделов, на четыре отдельные книги. В точности так же как он, гениальный автор Вед, разделил их совокупный текст на несколько книг, так в прошлом поступали и другие Вйасы, включая меня самого. О лучший из брахманов, ты можешь понять, что в каждом цикле из четырех йуг новый Вйаса делит Веды на части. Но знай, что Кршна Дваипайана Вйаса -это сам Верховный Господь Нарайана. Кто же еще из живущих на этой земле, о Маитрейа, смог бы стать создателем "Махабхараты" ?"

В "Сканда-пуране" мы читаем: "Знание изначально нисходит в этот мир от Господа Нарайаны. В Крта-йугу оно оставалось неизменным. В Трета-йугу оно слегка исказилось, а в Двапара-йугу его смысл был утерян окончательно. Когда по проклятию Гаутамы Риши знание постепенно обратилось в невежество, сбитые с толку полубоги во главе с Брахмой и Рудрой отправились за защитой к Нарайане, тому, кто дает самое надежное прибежище. Выслушав просьбу полубогов, Верховная Личность Бога, величайший из мистиков, низошел на землю как сын Парашары и Сатйавати. В этом воплощении Господь Хари лично возродил забытые Веды". Комментарий: Кришна Дваипайана Вйаса - особая личность, поскольку Он - Сам Верховный Господь. 

Пураны важнее чем Веды

В контексте вышесказанного, слово "Веда" также подразумевает Пураны и Итихасы. 

Таким образом мы установили, что лучший путь к совершенству - это изучение Итихас и Пуран. Более того, в Ведах есть подтверждение того, что из этих двух, важнее Пураны. Как утверждается в "Нарадийа-пуране": "О прекрасноликая, я считаю послание Пуран даже более возвышенным, чем послание Вед. Нет никаких сомнений в том, что Пураны дают серьезное обоснование всех ведических истин. Любому, кто выказывает пренебрежение Пуранам, придется родиться в следующей жизни животным. Даже если он способен хорошо контролировать себя и умиротворен, ничего хорошего его не ждет".

Также и в Прабхаса-кханде "Сканда-пураны" (3.121-124) мы находим следующее утверждение: "О лучшие из брахманов, я считаю содержимое Пуран таким же незыблемым как сами Веды. 

Вне всяких сомнений то, что в Пуранах дается серьезное обоснование всех ведических истин. Когда-то, очень давно, Веды испугались:

"Эти люди, необученные должным образом слушать, извратят наше содержание". Но в это время, чтобы незыблемо утвердить Веды, появились Итихасы и Пураны. То, чего не обнаружить в Ведах, о брахманы, можно найти в смрити, а то, чего нет ни в Ведах, ни в смрити, ясно описано в Пуранах. О брахманы, тот, кто изучил четыре Веды вместе с их приложениями и Упанишадами, но не знает Пуран, не может считаться по-настоящему ученым человеком".

В Пуранах существует определенная иерархия.

Даже хотя мы уже разобрались с вопросом об авторитетности Пуран, теперь нам необходимо разобраться с сомнениями в отношении их нынешнего состояния. 

Не слишком разумным людям нашего времени трудно понять Пураны, поскольку их изначальные тексты не доступны в полном объеме и поскольку, по большей части, они рекомендуют поклонение различным полубогам. Как утверждается в "Матсйа-пуране" (53.65, 68-69): "Исторический текст является Пураной, если он обладает пятью отличительными признаками; в противном случае это акхйана. В Пуранах, описывающих дни Брахмы в гуне благости, больше всех прославляется Верховный Господь Хари. В летописях, описывающих кальпы в гуне страсти, особенно прославляется Брахма. В тех, что описывают дни Брахмы в гуне невежества, прославляются Агни, а также Шива. А в хрониках, описывающих смешанные дни, обсуждаются Сарасвати и питы". 

Исходя из этого можно понять, что Пураны, о которых говорится в "Матсйа-пуране", подразделяются на несколько естественных категорий, соответствующих дням Брахмы, о которых в них повествуется. Но как определить иерархию этих категорий, чтобы выяснить какая из них высшая? Можно предположить, что это делается в соответствии с иерархией гун природы - благости, страсти и невежества.

Если это так, то согласно логике следующих утверждений: "Из гуны благости рождается знание" (саттват санджайате джнанам) (Бг., 14.17) и "Пребывая в гуне благости, можно осознать Абсолютную Истину" (саттвам йад брахмадаршанам) (Бхаг., 1.2.24), мы приходим к заключению, что для постижения трансцендентного лучше подходят Пураны и другие писания в гуне благости. 

Кто-то мог бы сказать, что мы могли бы найти такую объединяющую основу, если бы существовало писание, наделенное признаками Пураны, обладающее непогрешимостью апаурушейи, заключающее в себе наиболее важные идеи всех Вед, Итихас и Пуран, поддерживающее положения "Брахма-сутры" и доступное на земле в настоящее время в полном объеме. Верно сказано, ибо вы напомнили нам о нашем самом обожаемом писании, о царе праман "Шримад-Бхагаватам".