14.12.92г.
"Бхагаваад-гита"
18.49
асакта-буддхих сарватра джитатма вигата-сприхах
найшкармья-сиддхим парамам санньясенадхигаччхати
Тот, кто контролирует себя и ни к чему не привязан, и кто не
интересуется материальными наслаждениями, может через отречение
достичь высочайшей совершенной ступени свободы от реакций.
КОММЕНТАРИЙ: Истинное отречение означает, что человек постоянно
осознает себя неотъемлемой частичкой Всевышнего Господа, и поэтому
думает, что он не имеет права наслаждаться результатами своего труда.
Так как он является неотъемлемой частичкой Всевышнего Господа, то
плодами его трудов должен наслаждаться Всевышний. Это и есть сознание
Кришны. Тот, кто действует в сознании Кришны - истинный санньяси,
ведущий жизнь в отречении. Находясь в таком умонастроении, человек
получает удовлетворение от того, что действует во имя Всевышнего
Господа. Таким образом он совершенно не привязывается к чему-либо
материальному, и для него становится привычным не искать другого
счастья, кроме того, трансцедентального, которое проистекает от
служения Господу. считается, что санньяси свободен от последствий
своих прошлых действий, но находящийся в сознании Кришны естественным
образом достигает этого совершенства, даже формально и не принимая
санньяс. Такое состояние ума называется йогарудха, или совершенная
ступень йоги. Как говорится в третьей главе: яс тв атма-ратир эва
сьят. Тот, кто черпает удовлетворение в самом себе, не боится никаких
последствий своих действий.
ЛЕКЦИЯ ШРИЛЫ БХАКТИВАЙБХАВЫ СВАМИ:
Истинное отречение означает признать, что Верховным владельцем
всего является Кришна. Это есть истинное отречение. Такое определение
дает этому и Рупа Госвами в своей "Бхакти-расамрита-синдху". Он
объясняет, что все можно связать с Кришной и можно использовать для
служения Ему. Ни от чего не надо отрекаться. Иначе человек не имел бы
должного понимания кому что принадлежит, потому что все принадлежит
Кришне. В первую очередь человек должен знать, что ничто не
принадлежит нам. Если мне ничего не принадлежит, как я смогу
отказаться от чего-то? Преданный признает верховное положение Кришны,
поэтому для него не встает вопрос об отречении от чего бы то ни было.
Можно отречься всего лишь от одного, о чем просит Кришна Арджуну в
"Бхагавад-гите". Нужно отречься от желаний наслаждаться плодами своих
действий для собственного наслаждения. Надо отречся именно от этого
желания наслождаться теми вещами, которые принадлежат Кришне. Иначе
даже и речи не может быть об отречении. Ничего не принадлежит мне,
поэтому я ни от чего не могу отказаться. Истинное отречение означает
то отречение, которое описывает Кришна в "Бхагавад-гите". Весь смысл
отречения состоит в том, чтобы выпутаться из сетей реакций собственных
действий. Я совершил столько действий, и я вынужден страдать от
последствий этих действий, и иногда мне приходится и наслаждаться от
этого тоже. Но, как наслаждение, так и страдание привязывают меня к
этому материальному существованию. Йог хочет освободиться, он хочет
достичь мокши. Поэтому он считает: "Я не должен совершать ни хороших,
ни плохих действий. Я должен прекратить всякую деятельность, и тогда я
смогу выпутаться из плена этого мира." Но в этом стихе Кришна
объясняет, что просто останавливая свои действия человек не может
достичь свободы от реакций, и всего лишь одним отречением не возможно
достичь совершенства. Кришна далее объясняет, что отречение от
действий, которые основаны на материальных желаниях, и есть то, что
великие личности называют отречением. Это и есть истинный образ жизни
в отречении для санньяс. Если результаты действий отдаются Кришне, это
именно и называют мудрецы отречением или тьягой. Поэтому Арджуна и
спрашивает у Кришны: