Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 62 ------

Бхакти Викаша Свами - Рамайана - Страница 62

не было воды. Преодолев горы и войдя в прилегающий к ним лес, обезьяны с удивлением обнаружили, что на деревьях нет не то, что плодов или цветов, но даже листьев. Поскольку все реки и ручьи в этих краях пересохли, там не было ни птиц, ни зверей.

Некогда в этом лесу жил великий мудрец Канду. После безвременной кончины своего десятилетнего сына риши в гневе проклял лес, превратив его в пустыню.

Бродя в этом пустынном лесу, обезьяны наткнулись на ужасного ракшаса. Несмотря на все свое бесстрашие и силу, полученную от полубогов, он был убит Ангадой, который принял его за Равану. Исследовав все окрестности и не найдя никаких следов Ситы, обезьяны отчаялись.

Время шло. Пока обезьяны осматривали окрестности гор Виндхья, отпущенный на поиски месяц подошел к концу. Измученные голодом и жаждой обезьяны стали искать воду. Ангада и Тара обнаружили пещеру, заросшую густыми лианами, на которых щебетали водоплавающие птицы. Обезьяны поспешили внутрь в надежде найти там воду.

Пещера была темной и глубокой. Взявшись за руки, обезьяны стали осторожно спускаться вниз. Преодолев восемь миль, они увидели в глубине пещеры свет. Вскоре они достигли рощи золотых деревьев, а затем увидели золотые дворцы, окруженные прекрасными прудами и садами. В золотой роще обезьяны заметили отшельницу, одетую в шкуру черной антилопы и излучающую ослепительное сияние. Подойдя к ней с почтительно сложенными ладонями, Хануман сказал: «Пожалуйста, скажи, кто ты и кому принадлежит эта пещера. Почему все здесь излучает золотистое сияние? Нас мучает голод и жажда. В течение многих дней мы бродили по пустыне».

- Меня зовут Сваямпрабха, - отвечала отшельница. - Я - дочь Меру-саварни, повелителя горы Меру, и подруга апсары Хемы. Я живу здесь, охраняя эту обитель. Эту пещеру, известную как Рикшабила, создал Мая Данава. После совершенных здесь суровых аскез он получил благословение от Господа Брахмы, наделившего его всеми мистическими силами, которыми обладает Шукра. После этого Мая Данава продолжал жить здесь. Позднее, однако, когда он привязался к Хеме, Индра при помощи молнии изгнал его из этих мест. Господь Брахма отдал тогда эту пещеру Хеме. Чувствуйте себя, как дома. Скажите, что привело вас в эти труднодоступные края?

Согласно ведическому этикету хозяин должен радушно встречать гостей. Сперва ему следует предложить гостю сесть и подкрепиться, а затем спросить о его благополучии. Даже если хозяин небогат, он может предложить гостю сесть и поднести ему стакан воды. В такой атмосфере гость будет чувствовать себя уютно и спокойно. Итак, Сваямпрабха оказала своим гостям радушный прием.

Тем временем Хануман поведал ей историю изгнания Рамы и похищения Ситы. «Мы благодарны тебе за твое гостеприимство, - сказал Хануман. - Скажи, что мы можем сделать для тебя?»

- Поскольку я - отшельница, - ответила Сваямпрабха, - я ни в чем не нуждаюсь.

- Чтобы найти Ситу, - сказал Хануман, - наш царь, Сугрива, дал нам один месяц. Это время прошло, и мы чувствуем себя обреченными. Ты не могла бы как-нибудь помочь нам?

- Тому, кто вошел в эту пещеру, - отвечала Сваямпрабха, - практически невозможно выбраться из нее живым. Но я помогу вам при помощи своей мистический силы. Однако для этого вы должны зажмуриться, ибо никто не может покинуть пещеру с открытыми глазами.

Обезьяны зажмурились. Вдруг они почувствовали, что какая-то сила выносит их из пещеры. Открыв глаза, они обнаружили, что находятся за ее пределами. Оглядевшись вокруг, они увидели цветущие деревья. Очевидно, пришла весна. Решив, что время пролетело незаметно, обезьяны пришли в отчаяние. «Нам следует остаться здесь и поститься до смерти, - сказал Ангада. - Это лучше, чем быть казненными Сугривой за неповиновение царской воле».

Все согласились с тем, что нельзя возвращаться в Кишкиндхью, ничего не узнав о Сите. «Давайте поселимся в этой пещере, - предложил Тара, - нас здесь никто не найдет».

Ангада промолчал. Казалось, он поддерживает предложение Тары. «Царевич, - сказал тогда Хануман, - ты наделен восемью проявлениями разума: склонностью прислушиваться к мнению других, способностью услышать своего собеседника, способностью понять смысл слов собеседника, хорошей памятью, способностью доказать обоснованность того или иного утверждения, способностью доказать его несостоятельность, проницательностью и мудростью. Ты также мастерски используешь четыре политических приема: улаживание разногласий или примирение, подношение даров, внесение разногласий в стан противника и применение силы. Кроме того, в тебе проявлены четырнадцать качеств незаурядной личности: чувство места и времени, твердость, способность преодолевать трудности, разносторонние познания, опыт, энергичность, способность хранить тайну, последовательность, доблесть, способность трезво оценить свои силы и силы противника, благодарность за оказанное служение, сострадание к предавшимся душам, неприятие греха и неуклонное исполнение своих обязанностей».

Так Хануман применил первую политическую уловку - лесть. Затем, используя третий прием, он посеял разногласие среди обезьян, которые стали спорить о том, что им делать. Наконец, Хануман попытался запугать Ангаду: «Если ты последуешь этому глупому плану и поселишься в этой пещере, ты погибнешь. Очень скоро обезьяны перестанут подчиняться тебе. Со временем Лакшман найдет пещеру и разрушит ее, уничтожив тебя и остальных обезьян. Но если ты вернешься в Кишкиндхью, Сугрива, конечно же, простит тебя. Ты - единственный наследник престола. В будущем Сугрива передаст тебе бразды правления

Навигация:

Страница 64
Страница 63
-- Страница 62 --
Страница 61
Страница 60