Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Духовный воин 4
------ Страница 24 ------

Духовный воин 4 - Страница 24

и не покидать их общества, однако, несмотря на их просьбы, он покинул место, где должно было состояться жертвоприношение. Таковы последствия слепого гнева. Поэтому в “Бхагавад-гите” говорится, что если человек стремится достичь ощутимых результатов в духовной практике и развить в себе духовное сознание, он должен остерегаться вожделения, гнева и гуны страсти. На этом примере можно видеть, что даже великий человек, такой, как Дакша, может потерять рассудок под влиянием вожделения, гнева или страсти. Само имя “Дакша” указывает на то, что он был очень искушен в материальной деятельности, и все же из-за неприязни, которую питал к такому возвышенному преданному, как Шива, он подвергся нападению трех врагов: гнева, вожделения и страсти. Поэтому Господь Чайтанья советовал нам ни в коем случае не позволять себе оскорблять вайшнавов. Он сравнивал оскорбление вайшнавов с бешеным слоном. Бешеный слон может натворить много бед, и, подобно этому, от человека, оскорбившего вайшнава, можно ожидать чего угодно».

В «Бхагавад-гите» говорится, что привязанность ведет к иллюзии, затем к замешательству, а затем - к падению. В данном случае многие великие мудрецы и риши пытались наставлять Дакшу, но гнев затмил его разум до такой степени, что он не смог понять ни ошибочности своего поведения, ни того, что ему говорили другие. Если мы хотим прогрессировать, то должны избегать подобного поведения. Иначе ничего не получится. Всякий раз, когда мы замечаем в себе рост вожделения или гнева, мы должны насторожиться. Гнев не дает нам возможности вступить в духовное общение с Божественной Четой, Богом Отцом-Матерью в духовном царстве.

Вожделение, гнев и страсть делают людей безумными, и как в преданном служении, так и в мирской жизни они могут совершать ужасные поступки, хотя впоследствии обычно сожалеют об этом. Зачастую люди оскорбляют своих ближних вместо того, чтобы любить их. В данном случае Дакша должен был любить и уважать своего зятя, Господа Шиву, а также других великих личностей, среди которых был и Господь Брахма. Но из-за своей раздражительности он не смог принять ни одного разумного совета от великих мудрецов, которые в один голос пытались успокоить его.

Гнев скрывает причину страданий

Если мы используем гнев как защитный механизм, он будет заставлять нас скрывать свои страдания. Иногда гнев бывает вызван чувствами одиночества, страха, вины, обиды или даже гордости. Хотя внешне это кажется гневом, за ним кроется более глубокая причина. Гордость в особенности пагубна. Если йогам или пандитам (ученым) недостает преданности, то, несмотря на совершаемые ими аскезы, они будут развивать знание, могущество и даже гнев, но не любовь и сострадание. Гнев в тонкой форме часто присутствует у великих йогов, и поэтому они могут порой проклинать других. Дакша является одним из примеров такого поведения. Сначала он проклял Господа Шиву, а затем Нандишвара, один из главных спутников Господа Шивы, проклял всех, кто поддерживал Дакшу. В конце концов мудрец Бхригу обрушил на всех последователей Господа Шивы ужасное проклятие, и все пошло кувырком. Все эти брахманы обладали огромной шакти, но из-за недостатка бхакти иллюзия покрыла их знание.

Гнев порождает неадекватную реакцию

Гнев может приводить к тому, что та или иная ситуация вызывает у нас гораздо больше беспокойств, чем нужно. Например, если чьи-то слова или поступки раздражают нас, наше видение ситуации затуманивается. Подавленный гнев также может приводить к неадекватной реакции, что заставляет нас действовать соответственно и лишает нас способности поступать разумно. Даже если ваш гнев оправдан, вместо того, чтобы потворствовать ему, можно попытаться отделить поступок от личности. Существует выражение «ненавидеть грех, а не грешника». Несмотря на то, что человек может грешить, мы должны все равно до некоторой степени ценить и любить его. Если поведение человека действительно неправильное, мы можем испытывать неприязнь к поступку, но не нужно навешивать ярлык на самого человека.

Мы не хотим, чтобы отрицательные эмоции, связанные с определенным дурным поступком человека, отразились на наших взаимоотношениях с ним в целом. Это неблагоприятно, даже если продолжается всего несколько мгновений. Не нужно превращать отдельный эпизод в целую историю. Если человек действовал агрессивно, мы должны проявить заботу и поступить ответственно, целостно, сострадательно. Но если вместо разумного подхода мы навешиваем на человека ярлык, это уведет нас от бескорыстной любви. Это лишит нас способности искренне помогать людям и проявлять заботу о них.

Умение справляться с гневом

Противодействуйте деградации

Умение справляться с гневом - важный навык духовного воина. Мы не должны преуменьшать серьезность последствий гнева, приводящего к насилию и даже войнам. Некоторые террористы испытывают такой сильный гнев, что готовы пожертвовать своей жизнью только ради того, чтобы причинить вред другим. Очевидно, что в обществе, в котором люди чувствуют себя одинокими и незащищенными, влияние гнева будет продолжать усиливаться. Чтобы защититься от этих угроз и нападок, люди становятся агрессивными.

Более того, когда люди чувствуют, что их не ценят, культура гнева возрастает еще больше. И хотя эта негативная культура продолжает усиливаться, духовные люди должны пытаться противостоять ей и помогать тем, кто стал ее жертвами. Если возможно, нужно сначала постараться изгнать этих врагов из собственного сознания, а уж потом становиться духовными воинами и помогать другим. Рассмотрим с разных точек

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22