Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Лидер новой эпохи II - Страница 10

Шриле Прабхупаде задали этот вопрос, он ответил: «Это непросто». Человек должен иметь достаточно высокий духовный уровень, чтобы понять, что можно менять, а что нет. Итак, важно разобраться, что характеризует высокий уровень сознания, иначе говоря, что характеризует хорошего лидера. Если мы научимся распознавать истинных лидеров, обладающих видением цели, мы будем доверять и тем изменениям, которые они привносят в жизнь.

Шрила Прабхупада внес немало изменений в правила, действующие в вайшнавских общинах. Например, он уменьшил число кругов с 64 до 16 (молитва, прочитанная на каждой бусине четок, составляет один круг). Он давал брахманическую инициацию женщинам, чего не делают в Индии. Он посвящал в саннъясу (престижный статус человека, принявшего отречение) молодых людей с Запада, хотя традиционно это делают только на последнем этапе жизни. Большинство изменений было сделано им, чтобы исполнить указание своегогуру - проповедовать сознание Бога в странах Запада. Он был достаточно сострадателен, чтобы понять, в чем нуждались западные люди, не соприкасавшиеся с культурой, в которой жили индийские монахи.

Подобным образом Рамануджачарья, великий учитель, и в Индии в Средние Века, внес много изменений в поклонение Божествам, систематизировав его, а Мадхвачарья, другой выдающийся вайшнав, сделал акцент на дуализме в философском учении сампрадаи. Однако не каждый, пусть даже святой человек, способен производить изменения, приводящие к позитивным результатам. Мы опять возвращаемся к тому, насколько важно уметь оценивать уровень руководства. В противном случае можно подумать, что уступки, сделанные лидером в соответствии с местом и обстоятельствами, продиктованы просто его неспособностью следовать более трудным путем.

Это утверждение Бхишмадевы помогает нам понять, что могущественные лидеры способны делать великие вещи, вдохновлять других на великие дела, производить изменения, а также обладают мощным видением цели и огромной концентрацией. Их могущество постоянно создает атмосферу опасности, риска. Поэтому многие считают демократию более безопасным вариантом, как будто ошибка, совершенная большим количеством людей, безопаснее ошибочного решения, принятого лидером. Следует, однако, отметить, что в ведической системе царь не принимает решений единолично. Ведический царь - не диктатор. Он правит, руководствуясь советами брахманов, святых мудрецов, и опираясь на опыт своих боговдохновенных предшественников. Итак, первейший долг Духовного лидера - долг перед Богом. Постарайтесь помнить об этом, пока мы будем рассматривать другие вопросы.

ИСТИННЫЙ ЛИДЕР - НЕ ЛИЦЕМЕР

Бхишмадева: «Царь должен быть прям в своих словах и поступках».

Современные руководители зачастую следуют другому принципу: «Руководствуйся тем, что я говорю, а не тем, как я поступаю». Действия лидера служат примером для других как в общественной, так и в личной жизни, однако обычно его поведение в этих двух сферах сильно различается. Лидер должен быть ачаръей - тем, кто учит своим примером во всем.

Бхишмадева: «Он должен знать, в каких случаях следует скрывать свои слабости (или слабости государства)».

И снова мы сталкиваемся с кажущимся противоречием. Сначала Бхишмадева сказал, что лидер должен быть прям в своих словах и поступках, а теперь он говорит, что иногда нужно уметь скрывать свои слабости. Как же разрешить это противоречие? Поскольку враги постоянно ищут возможности дестабилизировать управление государством, любые недостатки в управлении сразу станут мишенью для соперников. Поэтому лидер должен уделить максимум внимания этим вопросам и разработать стратегию устранения подобных недостатков.

И все же иногда, чтобы помочь другим, истинный лидер может не раскрывать своих намерений. Хотя он должен быть всегда прям и честен, ему позволяется скрывать ту информацию, которая может оказать разрушительное влияние на духовную жизнь его подчиненных. В отношениях с противниками ему также следует быть дипломатичным.

РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ ВЛАСТИ

Шримад-Бхагаватам» сказано, что Бог обладает шестью достояниями: отречением, богатством, красотой, славой, силой знанием, и каждое из них предоставляет Ему дополнительные возможности для проявления Своего могущества, в каком-то смысле социальная эволюция есть стремление к власти. Люди стремятся к власти индивидуально и коллективно, и в ходе этого образуются сообщества. Мы уже говорили о том, что царь не подчиняется судьбе, но управляет ею. Аналогично, царь не подвластен тому времени, в которое живет; напротив, он сам задает тон своим уровнем сознания и методами правления. От того, каким образом царь использует свою власть, зависит развитие его подданных. И наоборот, уровень развития общества определяет вид власти, который люди этого общества будут склонны принять. Дарвин был недалек от истины, когда сказал, что жизнь - это борьба за власть, в которой выживает сильнейший. В примитивном обществе правит закон физической силы. Это верно также и в обществе животных. Лидером является тот, кто обладает большей физической силой и желанием использовать ее определенным образом. В качестве примера я хочу привести быков, которых мы используем в одном из наших проектов в Гане. У других фермеров по соседству тоже есть быки. Когда быков выгоняют на пастбище, они иногда начинают биться друг с другом. Интересно, что как только быки понимают, что один из них сильнее другого, бессмысленное сражение прекращается. Победивший бык в качестве приза заявляет о своем праве на коров, а проигравший уходит прочь. Когда он в следующий раз приближается победителю, то уже не затевает сражения, признавая превосходство победителя.

В более развитом обществе большую роль играет не физическая сила, а социальная власть. Социальная власть -

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8