Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Лидер новой эпохи II - Страница 33

люди сегодня избегают ответственности по отношению к обществу, не понимая того, что жизнь в обществе - - это важная составная часть естественного порядка вещей.

Если правительство погрязло в обмане, такое же умонастроение передается и людям. В Ведах есть история об одном царе и его благочестивом советнике - брахмане по имени Бхагаван пандит. Несмотря на то, что все другие министры преследовали свои корыстные интересы, Бхагаван пандит сохранял дух брахманического отречения. Все министры ненавидели его, поскольку в его присутствии им было трудно манипулировать царем и обманывать его. Тогда они решили избавиться от него. Сначала они хотели убить его, но затем решили отстранить от должности главного советника, изгнав из царства.

В ведической системе царь правил на протяжении всей жизни, по крайней мере до тех пор, пока он сохранял здравый рассудок. Министры же назначались царем на определенный срок, пока в них была необходимость. Поэтому многие министры опасались того, что потеряют свой пост. Кроме министров царь советовался также с брахманами, которые не занимали никакого официального положения; они не были материалистичными людьми и никогда не занимались политикой в корыстных интересах.

Итак, министры приказали привратнику, чтобы тот сказал Бхагавану пандиту, что царь больше не нуждается в его услугах и вообще ему лучше покинуть царство. Послушный воле царя Бхагаван пандит добровольно покинул царство. Через несколько дней царь стал спрашивать о нем, и тогда министры-заговорщики сказали, что он умер от сердечного приступа. Царь был потрясен этой новостью. Он позвал во дворец врача, чтобы узнать подробнее о смерти брахмана. Врач тоже был частью коварного плана, и он подтвердил, что пандит умер от сердечной недостаточности.

Это окончательно убедило царя. Тогда он решил как-то отблагодарить Бхагавана пандита за его верную и искреннюю службу и поручил одному из министров передать пожертвование вдове пандита. Министр взял деньги, но вместо того, чтобы отдать жене пандита, поделил их с другими заговорщиками. В это время Бхагаван пандит снова попытался встретиться с царем, однако его не пустили во дворец - министры обладали большой властью.

Однажды, когда царь совершал прогулку по городу, Бхагаван пандит решил предпринять еще одну попытку встретиться с ним. Стражники, конечно же, предвидели такую возможность, поэтому они были начеку и не позволяли брахману приблизиться к царю. Тогда Бхагаван пандит посмотрел, в каком направлении идет царь, забежал вперед и влез на высокое дерево. Когда царь проходил недалеко от дерева, Бхагаван пандит закричал: «Махараджа! Махараджа! Это я, ваш старый друг, Бхагаван пандит!» Он кричал с таким отчаянием, что царь услышал его и обернулся. Он немедленно направился к дереву, но тут к нему подбежали министры и стали наперебой кричать: «Не ходите туда, Ваша Милость. Это дух Бхагавана пандита».

Царь остановился в замешательстве. Однако, поскольку все министры убеждали его в один голос, он подумал: «Да, это привидение. Мои министры спасли меня».

Смысл этой истории в том, что, принимая ложные теории за истину, часто, сами того не подозревая, люди становятся частью системы манипулирования и лжи. Если царь недостаточно тщательно следит за поведением своих подданных и не знает, как исправлять социальные отклонения, царством станут править воры, жулики и мошенники. Обычные люди не только станут жертвами этих мошенников, но со временем и сами станут такими же. В современном обществе нет недостатка в таких примерах, ибо мы превратились в общество обманщиков и обманутых.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРАВОСУДИЯ

Вопрос: Меня очень беспокоят постоянные споры по поводу смертной казни и поддержка правительством соглашений о принятии на себя ответственности обвиняемым вместо показаний свидетелей. Тем не менее, в этой стране считалось бы варварством отрубить вору руку. Как же все-таки преодолеть нашу обусловленность и принять утверждения «Бхагаватам»? Или же эти утверждения являются примером артха-прады - формулирующими принцип, который, однако, применим не во всех обстоятельствах?

Ответ: Ради блага любого общества необходимо, чтобы законы были понятными и четко сформулированными. Также важно, чтобы существовала система наказаний, соответствующих тяжести совершенного преступления. Хорошая система правосудия крайне важна для правильного функционирования общества. В обществе, где царит беззаконие, ничто не может помешать людям делать все, что им вздумается.

Неотъемлемой частью правосудия является, конечно, и защита граждан от несправедливости со стороны руководителей, использующих власть для преследования невинных людей или налагающих неправомерные наказания на преступников. В современном обществе многие люди, движимые благими побуждениями, считают, что преступников следует прощать. В древние времена милосердие также играловажную роль, однако лишь после того, как преступник был наказан и исправлен. Если простить совершившего проступок, это лишь усилит его дурные наклонности, а в обществе будет возрастать чувство незащищенности. Это также даст повод другим думать, что дурное поведение не так уж и плохо, и с ним вполне можно мириться.

Принимая во внимание, что древняя культура основывалась на принципе создания наиболее благоприятной обстановки для как можно большего числа людей, каждая ситуация рассматривалась как в контексте конкретного человека, так и общества в целом. Основное правило состояло в том, что наказание должно соответствовать тяжести преступления. После того, как наказание приводилось в исполнение, человека прощали. Таким образом, наказание было направлено против греха, а не против грешника. Но поскольку

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31