Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Преодоление гнева
------ Страница 24 ------

Преодоление гнева - Страница 24

говорили, и перейдем к вопросам и ответам.

Давайте узнаем о том, как можно использовать гнев в служении Кришне. Это из «Чайтанья- Чаритамриты», Мадья-лила, 22.31.

krsna-surya-sama; maya haya andhakara

yahan krsna, tahan nahi mayara adhikara

Кришна подобен солнцу. А майа - тьме. Когда присутствует солнце, о тьме не может быть и речи. Точно также, если Кришна находится в уме, то ум не может попасть под влияние майи.

И обратное справедливо: если ум подпадает под влияние майи, значит, в нем недостаточно присутствует Кришна.

Чем больше мы погружаем себя в процессы преданного служения: шраванам, киртанам и т.д., тем меньше ум подвергается влиянию майи, потому что развивается бхакти. Йогический процесс остановки всех материальных мыслей здесь не помогает. Это то, к чему стремятся имперсоналисты, йоги и буддисты - расстаться со всеми мыслями. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. Но мы должны использовать свой ум, чтобы всегда думать о Кришне. Попытки создать в уме вакуум являются искусственными, потому что ум всегда используется для каких-то мыслей. Однако если кто-то размышляет о Кришне или думает о том, как лучше служить Ему, ум такого человека всегда находится под контролем.

Подобным же образом гнев может находиться под контролем. Абсолютно избавиться от гнева невозможно. Но если мы направим его на тех, кто поносит Господа или преданных Господа, то сможем использовать его в сознании Кришны.

Господь Чайтанья Махапрабху разгневался на двух братьев - Джагая и Мадхая, которые обругали и даже ударили Нитьянанду Прабху. Господь Чайтанья в «Шикшаштаке» говорит о том, что человек должен быть смиреннее травы и терпеливее дерева (тринад апи суничена тарор апи сахишнуна). И можно удивляться, что Сам Господь Чайтанья проявлял гнев, но смысл заключается в том, что человек может терпеть любые оскорбления по отношению к себе, но когда оскорбляют Кришну или Его преданного, настоящий преданный начинает гневаться и действовать, подобно огню, против оскорбителя.

Кродха, гнев, не может быть остановлен, но его можно правильно использовать. Разгневанный Хануман поджег Ланку, но все поклоняются ему, как великому преданному Господа Рамачандры. Это означает, что он правильным образом задействовал свой гнев.

Также мы можем привести пример Арджуны, который не хотел сражаться. Но Кришна пробудил в нем гнев: «Ты должен сражаться!» Сражаться без гнева невозможно, но гнев может находиться под контролем, если он используется в служении Господу.

В этом отрывке из «Чайтанья-Чаритамриты» показано, как гнев может быть задействован правильным образом - использоваться в служении Кришне. Описывается, что Господь Чайтанья, который всех вдохновлял быть ниже травы и терпеливее дерева, Сам разгневался, когда братья Джагай и Мадхай ударили Нитьянанду.

Итак, если кто-то поносит Господа или же нападает на преданных, человек должен страстно желать предпринять меры. Но в отношении самого себя мы не должны чувствовать каких-то беспокойств. Мы не должны бурно реагировать на оскорбления в свой адрес, но должны заботиться о других преданных. И гнев, который направлен на хулителей Господа или же оскорбителей преданных, способствует распространению славы Господа.

Сейчас мы прочитаем отрывок из лекции по «Шримад-Бхагаватам» (7.9.8), в котором объясняется, как Сам Кришна пользуется гневом. Это лекция Шрилы Прабхупады, прочитанная в Америке, в Сиетле, 1968 г. Существовать без Бога пытались многие, такие как Хираньякашипу, Камса или Равана, но у них ничего не получилось. Их уже нет. Никто не может жить таким образом. Хираньякашипу пытался защитить себя различными материальными способами. Но он был слишком сильно настроен против своего сына - преданного. И затем Кришна появился как Нрисимхадев. Он был страшно разгневан. Он был так разгневан, что успокаивать Его пришли все полубоги. Но гнев Нрисимхадева не утихал. В Господе также присутствует гнев. Но кто-то может спросить: «Зачем Богу гневаться? Бог - и вдруг гнев?» Но Прабхупада говорит, что в Боге присутствует все. В противном случае, откуда берется источник гнева? Он является источником всего. Он абсолютен. Его гнев ничем не хуже Его милости. Поэтому гнев, который проявляют Кришна и его преданные, также является выражением милости. В этом разница.

Если мы гневаемся, то не проявляем милости. Но Кришна является абсолютом. Независимо от того, гневается Он или нет, Его милость проявляется одинаково. Слово «Бог» означает - добрый, поэтому Он добр, независимо от того, милостив Он или разгневан. Мы знаем, что иногда даже такие святые личности, как Нарада или Шива начинают гневаться и даже проклинают. Но это проклятье превращается в благословение. Таков уровень абсолюта. Поэтому мы должны знать, как использовать гнев для Кришны, и как Сам Кришна проявляет гнев, особенно в некоторых Своих воплощениях.

Можно задать вопрос: «Как Бог может гневаться?» Но мы понимаем, что все чувства, все взаимоотношения, имеющие место в материальном мире, берут начало из своих совершенных проявлений в духовном мире. В духовном отношении гнев всегда направляется ради каких-то высших целей, хотя он может проявляться очень ярко. Он используется для того, чтобы быстрее остановить какие-то вещи, неблагоприятные для преданного служения, или же помочь быстрее развиться благоприятным проявлениям. На самом деле, все наши чувства духовны, но сейчас они искажены, и единственное, что нам нужно сделать - это перенаправить их должным образом. Правильно использовать гнев -

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22