Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 123 ------

Размышления о сакральных истинах - Ишопанишад - Страница 123

пока тому не надоест, наконец, хвастаться своими материальными оболочками.

Карма — интересная наука. Порой, просто посмотрев на тело человека, мы можем увидеть большую часть его обусловленности в прошлой жизни. То же и в отношении нашей собственной кармы, — нередко мы можем понять, почему испытываем то или иное в этой жизни, и почему сейчас нам необходимо развить чувство равновесия. Размышляя слишком много и болезненно над материальными обозначениями, мы тем самым готовим для себя следующее тело определенного типа.

Вопрос: Недавно Вы очень живо описали, как мы должны стать рабами милости Кришны, чтобы выбраться из тюрьмы. Дайте, пожалуйста, какой-нибудь практический совет домохозяевам, которые обычно оказываются в рабстве семейной жизни.

Ответ: Я употребил крепкое слово «рабство». Для садху очень благоприятно думать о себе как о рабе Господнем, хотя в материальном мире рабство считается чем-то невыносимым и отвратительным. Так же и выражение «предать себя» в большинстве языков звучит достаточно жестко. Оно означает «расстаться со всеми представлениями о себе, капитулировать, признать над собой чью-то власть и не иметь альтернативы». Звучит не слишком приятно. Однако если мы осмыслим предание себя как полную защищенность и заботу, которые получает ребенок, бросающийся в объятия своей матери, мы поймем каким прекрасным оно может быть. Если однажды такая абсолютная поддержка и взаимная любовь коснутся нас, нам не останется ничего другого, как только отдаться им полностью. Идея рабства в данном случае означает, что мы не должны отступать, а должны рваться и рваться вперед, отбросив опасения. В этом состоит смысл Мантры Восемнадцатой — шаранагати, полное предание себя.

Если мы привязаны к тому, что нам хочется, мы не сможем предаться полностью. Но если мы используем всю свою собственность, чтобы доставить удовольствие тем, кого мы любим, если уровень нашей любви к ним и их любви к нам высок, мы понимаем, что живем ради них. Если мы постоянно думаем о том, как ответить на их любовь и как проявить свою любовь к ним, мы испытываем что-то вроде сладкого рабства. Мы счастливы быть связанными любовью, ибо это приносит нам самый сладостный отклик. В конце концов, мы хотим, чтобы Кришна связал нас Своей любовью, с восторгом принимаем цепь и ошейник и сопутствующую им полную защищенность.

Тем, кто находится в семейном ашраме, может показаться, что жизнь в отречении намного легче, поскольку отреченным не надо ходить на работу и не надо каждый день взаимодействовать с женой или мужем и детьми. На самом деле не иметь жены (мужа) и детей тоже не просто. В этом есть свои трудности и испытания.

Находясь в положении домохозяина, человек должен исполнять определенные практические обязанности. Первая наша ответственность — это ответственность перед нашим ближайшим окружением, а ближайшее окружение домохозяина — это его жена (муж) и дети. Прежде чем пытаться спасти весь мир, мы должны вначале позаботиться о мире рядом с собой. Пытаясь быть добрыми ко всем и делиться сознанием Кришны со всеми, мы должны помнить, что главная наша ответственность — это ответственность перед теми душами, которых Кришна привел в наше жизненное пространство. Мы обязаны позаботиться о них наилучшим образом, удовлетворяя их физические, психологические и, что важнее всего, духовные потребности.

Если мы заботимся лишь о физическом, то обманываем их. Если мы озабочены лишь их психологическими нуждами, — это тоже надувательство по отношению к ним. Если мы вообще не удовлетворяем их потребностей, тогда мы не исполняем своих обязанностей смотрителя и сторожа собственности Кришны. В моей книге «Духовный воин — 2. Превращая вожделение в любовь» я довольно подробно описал этот предмет. Если муж думает, что жена принадлежит только ему, — это проблема. И, соответственно, если жена думает, что муж — исключительно лишь ее собственность, — это материальное сознание. Если родители думают, что дети принадлежат только им, тогда они не смогут любить своих детей в полной мере.

Позвольте мне пояснить это утверждение, которое поначалу может показаться довольно странным. Если муж представляет себе, что жена принадлежит лишь ему одному, он не сможет обращаться с ней должным образом. Муж должен обращаться с женой, как с подарком Кришны, он должен холить и лелеять ее и с любовью заботиться о ней, больше, чем о своей собственности. Жена должна отвечать мужу тем же. Если она думает о муже как о своей собственности, она, не задумываясь, проигнорирует его, а то и погубит. Ведь если он принадлежит только ей, из этого следует, что она может делать с ним что захочет. Когда мы считаем что-то или кого-то своим, то пожелай мы выбросить, разбить или обмануть свою собственность, мы скажем себе: «Какие проблемы? Если это наше, мы делаем с ним что хотим, верно?» Но если мы поймем, что этот человек принадлежит далеко не только нам, мы будем гораздо тщательнее обдумывать свои отношения с ним. Мы должны всегда напоминать себе, что члены нашей семьи — это дар Кришны и спрашивать себя: «Забочусь ли я об этом даре так, чтобы Кришна был доволен?»

И муж, и жена должны представлять себе свои

Навигация:

Страница 1
Страница 124
-- Страница 123 --
Страница 122
Страница 121