Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 10

недостаточно даже для того, чтобы сдвинуть Мандару с места.

Примечание: В «Махабхарате» сказано, что высота Мандары составляла одиннадцать тысяч йоджан, и настолько же йоджан она уходила вглубь, под землю (Одна йоджана — это единица длины, приблизительно рав- | ная 13 км.).

Вадираджа Тиртха в своем комментарии объясняет, что гора Ман-дара была зажата как клин между Землей и вселенской горой Меру, | поэтому без помощи безгранично могучего Господа её невозможно было сдвинуть с места.

6-$ Тогда в место событий прибыл Ты, Господь, и, подняв ! гору Мандару лишь одной рукой, водрузил ее на плечи Сво- | ему могучему орлу Гаруде. Еще в давние времена Ты, беспре- ; дельный — Ананта, лично вложил в Гаруду безграничную силу, и потому имя «Ананта» стало также одним из имен Гаруды. Гаруда с легкостью понёс гору и Тебя вместе с ней на своих пле- I чах. Это событие весьма удивило богов и демонов, и тогда они заключили: «Если Гаруда несет Мандару один, разве не сможем ее понести и мы, своими объединенными усилиями?»

И Господь позволил им попробовать. Однако, снимая с плеч Гаруды гору, боги и демоны не смогли удержать ее в руках. Мандара рухнула и раздавила под своим весом многих незаурядных силачей. Тогда Ты, Господь, окинул пострадавших милостивым взглядом. Этого оказалось достаточно, чтобы все погибшие возвратились к жизни, а раненные обрели исцеление.

11-12 Ты вновь поднял Мандару одной Своей левой рукой и поместил ее на спину Гаруды. Сам Ты тоже сел на Гаруду и в сопровождении суров и асуров отправился к Молочному океану, где гора Мандара должна была сыграть роль гигантской мутовки.

Примечание: В различных писаниях история о пахтанье Молочного океана описывается с некоторыми небольшими расхождениями. Встает вопрос: «Почему так?» Одна из причин заключается в том, что данная игра уже не раз случалась в прошлом. Существует упоминание, что подобное пахтанье происходило и во время пятой манвантары, когда миром правил Райвата Ману, а так же в период нынешней седьмой манвантары, протекающей под надзором Вайвасваты Ману.

9 Для вращения горы-мутовки возникла необходимость в веревке огромных размеров. На роль подобной веревки был приглашён царь небесных змеев Васуки, сын прародителя Кашьяпы и его жены Кадру, матери небесных змеев. С помощью тела Васуки ведомые Тобой полубоги совместно с демонами приготовились взбивать океан, воды которого составляло божественное молоко, богатое ценнейшим маслом гхи.

Примечание: Доставив гору Мандару к океану, Гаруда улетел, ибо так повелел ему Господь. Его дальнейшее присутствие здесь было нецелесообразно. Поскольку для Гаруды привычной пищей были змеи, это могло напугать Васуки.

Также известно, что Васуки согласился подвергнуть свое змеиное тело столь суровому истязанию лишь после того, как ему была обещана в награду доля амриты, живительного нектара.

10 Однако гордые демоны не пожелали касаться хвоста змея, считая его амангала — неблагоприятной конечностью. Видя в этом особый знак Господа, разумные боги не стали оспаривать выбор демонов и позволили им взяться за переднюю часть тела Васуки. Во время пахтанья Васуки начал изрыгать огненный яд из его многочисленных пастей, что в итоге совершенно изнурило

демонов. В то же время покорные воле Бога полубоги под Твоим предводительством взялись за безопасный змеиный хвост и оказались вполне счастливы этому обстоятельству.

Из-за своего огромного веса богатая золотом Мандара стала тонуть в недрах океана, и чуть было не опустилась на самое его дно в нижний район вселенной, Паталу. Тогда Ты, Господь, являя божественную игру, принял облик гигантской черепахи Курмы и с легкостью поддержал эту никому более непосильную ношу.

Затем боги и демоны с великим энтузиазмом принялись пахтать молоко океана, от чего обитавшие в округе киты и прочие крупные водоплавающие пришли в неимоверное беспокойство. На самом деле такое пахтанье стало возможным лишь благодаря всесторонней помощи со стороны Господа. Помимо того, что Господь, будучи доступным для всеобщего обозрения, тянул Васуки за хвост, стоя в одном ряду с богами, Он также поддерживал гору снизу в форме черепахи Курмы. К тому же Он в форме авеши незримо вошёл в саму гору Ман-дару, чтобы та не рассыпалась поддавлением. Наконец, Господь вложил Свою энергию в змеиное тело Васуки, чтобы оно оставалось целым и невредимым. Вдобавок ко всему, в невидимой гигантской форме Господь воссел на вершине горы, предотвращая ее выскальзывание вверх так, как выскакивает косточка спелого плода манго, если сдавить его с большой силой. * •

Примечание: В обсуждаемом тексте впервые прослеживается важная |

• философская категория, которая в дальнейшем будет вновь и вновь ветре- ’ чаться на страницах данной книги Мадхвачарьи. В учении Вед описыва- ! ется чудесное явление — авеша-аватара — вхождение высшей силы I в тела некоторых воплощенных существ по прямому божественному про- | мыслу. Иногда подобную энергию вкладывает в избранного героя Сам ! Господь, а порой то же самое делают могучие полубоги, или даже демоны. ! Все это совершается лишь для того, чтобы помочь герою достойно выпол- : нить какую-нибудь особую возложенную на него божественную миссию. Иногда уполномоченного таким образом человека называют шакти-аве-ша-аватарой, т.е. земным воплощением какой-то конкретной высшей энергии.

У преподанного явления существуют свои строгие

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8