Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 111 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 111

ни речью, ни даже мыслью, она никогда не противопоставляла себя верховной воле Господа Кешавы (Кришны).

Примечание: В данной главе книги Шрила Мадхвачарья детально описывает изначальное положение Драупади, представляя её как величайшую из богинь — Бхарати (см. ниже тексты 103—104). Объясняя вышеупомянутое происшествие, Мадхвачарья пишет, что Драупади обладала столь великим могуществом, что фактически могла испепелить собственных оскорбителей одним лишь словом личного проклятия. Но она решила воздержаться от подобных действий, ибо, будучи всезнающей провидицей, прекрасно осознавала, что волею Провидения, утвержденного Самим Господом Кришной, бремя царей-демонов могло быть снято с поверхности Земли лишь во время битвы на Курук-шетре. В противном случае, если бы силою проклятия Драупади супостат Дурьйодхана вместе с его братьями погибли намного ранее, это

330

Л

Глава девятая

могло бы пойти в разрез с планом Господа. Поэтому, непрестанно медитируя на свершение воли Бога, Драупади лишь смиренно претерпевала все выпадавшие на ее долю испытания.

19 Что же касается остальных преданных Господа Кришны, то почти все они имели некоторые недочеты, относящиеся к чистоте их следования дхарме преданности. Что уж говорить, если даже Шри Баларама обиделся на Кришну в тот момент, когда был охвачен сильным желанием завладеть драгоценным камнем Сьямантака.

Примечание: Данная история будет изложена.в ходе последующего повествования. Здесь лишь стоит заметить, что, когда камень Сьямантака был похищен, у Баларамы возникло некоторое подозрение в том, что, возможно, это сделал Сам Кришна. Вследствие этого между Кришной и Баларамой произошла определенная размолвка, которая длилась около пяти лет.

20 Арджуна чувствительно оскорбил Господа Кришну, когда возникла необходимость защитить новорожденных младенцев одного брахмана, проживавшего в Двараке.

Примечание: У названного брахмана по непонятной причине умирали (или по версии данной книги, попросту исчезали) все новорожденные сыновья. И поскольку в те времена царь действительно отвечал за жизнь всех своих подданных, брахман пришел к Кришне во дворец, открыто выразив Ему личную жалобу. Так случилось, что Арджуна присутствовал в том царском собрании и, не разобравшись в сложившейся ситуации, надменно и горделиво заявил (Бхаг., 10.89.32):

нахам санкаршано брахман на кршнах каршнир эва ча

ахам ей арджуно нама гандйвам йасйа ваи дханух

«О брахман! Не думай, что я подобен Балараме, Кришне или Его сыну Прадьюмне (которые, таким образом, ничего не делают для обеспечения твоей защиты). Я — Арджуна, вооруженный великим луком Гандивой (Поэтому я лично обещаю позаботиться о защите твонх младенцев)!»

Кроме того, в стихах одиннадцатой главы «Бхагавад-гиты» упоминается, как Арджуна сам признает себя виновным в совершении ряда неосознанных оскорблений по отношению к Господу Кришне. Арджуна сознает, что в силу неведения часто считал Кришну обычным человеком.

21 Прадьюмна, Уддхава, Самба и Анируддха — хотя все они прекрасно знали, что Кришна хочет выдать Свою сестру Субхадру замуж за Арджуну, но, тем не менее, они открыто воспротивились повиноваться воле Господа.

Примечание: Хитрый Дурьйодхана однажды выпросил у Баларамы обещание, согласно которому Субхадра будет выдана замуж за него. Поддержав данное обещание, многие Ядавы возымели склонность к деянию, заведомо неугодному Господу Кришне.

22-23 Сатьяки, будучи учеником обоих: как Кришны, так и Арджуны в военных науках, иногда полагал, что Арджуна занимает равное положение с Кришной.

Охваченный страхом перед воинственным демоном Джара-сандхой, царь Юдхиштхира позабыл даже, что Кришна — Всемогущий Господь. Поэтому он не решился попросить Кришну лично убить Джарасандху, несколько сомневаясь в Его способности сделать это.

Когда Кришна отправился с посланием во враждебно настроенное собрание царевичей Куру, даже Махатма Видура был напуган. Он боялся, что Кришну могут пленить, и потому не испытывал счастья, видя прибытие Господа (Это указывает на некоторый недостаток духовного видения со стороны Видуры).

24-25 Накула однажды нечаянно оскорбил Господа Кришну, отправив к Нему посланников, собиравших дань в пользу императора Юдхиштхиры. Сахадева же усомнился в совершенстве разума Шри Кришны, когда увидел, что в результате устроенной Господом братоубийственной войны, многие почтенные члены их семьи погибли в великой битве на Курукшетре.

Глава девятая

Родители Господа Кришны: Деваки и Васудева, а так же другие Его родственники считали Шри Кришну обычным человеком и поэтому в некотором смысле пребывали в «неведении». Бхишма пренебрежительно отнесся к словам Господа Парашурамы, когда тот приказал ему взять в жены царевну Амбу. Более того, охваченный гордостью, Бхишма даже почел возможным вступить в сражение с Господом на почве данного конфликта.

Примечание: С точки зрения родительской любви, ватсалья-расы, некоторое забвение о Верховном положении Господа попросту необходимо, ведь в ином случае Деваки и Васудева вовсе не смогли бы испытывать родительские чувства по отношению к младенцу Кришне. Подобное «неведение» возникает благодаря действию внутренней духовной энергии Господа — антаранга-шакти, которая никоим образом не относится к категории иллюзорной энергии, покрывающей разум обусловленных душ. Однако мы должны ясно осознавать, что Шрила Мадхвачарья проводит здесь свой детальный анализ с точки зрения фундаментальной дасья-расы, т. е. настроения благоговейного служения Верховному Господину. Слуга же никогда не должен забывать о возвышенном положении своего Господина, иначе он может совершить в отношении Него какое-нибудь оскорбление. Практика несения преданного служения Господу в таком настроении представляет собой самый безопасный путь духовного возрастания для тех, кто искренне стремится освободиться из пут собственного эгоизма, являющегося главным препятствием на нелегкой стезе духовности.

26 Дрона, Карна, Ашваттхама и Крипачарья, однозначно, были