Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 188 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 188

посредством женского начал. Поэтому ветвь, составляющая иерархию женских существ, также берет начало не иначе как от Него:

абхасака те атха рама ‘сйа марут-сварупач чхрештха ‘пй аджат тадану гйх шивато вариштха тасйа ума випатинй ча гирас тайос ту шачйадиках крамаша эва йатха пумамсах

Совершенство Господа в наивысшей степени явлено («отражается») в Его супруге Рама-деви (Лакшми). Именно поэтому Рама-деви своими достоинствами многократно превосходит Брахму и Мукхья-прану. Далее «отражением» Лакшми является богиня мудрости Сарасвати (супруга Брахмы), а также равная ей Бхарати (супруга Мукхья-праны). Она превосходит совершенством Шиву и иных богов нижеследующего уровня. Дальнейшими женскими «отражениями» становятся Ума (супруга Шивы) и Супарни (супруга Гаруды). А от них уже, подобно мужской иерархии, простирается вширь женская иерархия все менее и менее совершенных «отражений» божественности, идущая через богиню Шачи (супругу Индры).

К Некоторые мужья-боги личными достоинствами превосходят своих жен богинь в сто раз, другие в десять раз, а некоторые лишь в пять раз. Хотя духовное превосходство тех мужей зачастую описано в священных текстах словом шатам — «стократное», тем не менее, в ряде случаев это нужно понимать как простое указание на «многократность» превосходства, и именно при таком уместном толковании традиции Вед всё встает на свои места.

П тешам сварупам идам эва йато ‘тха мукта апй эвам эва сататочча-винйча-рунах шабдах шатам даша-сахасрам ити сма йасмат тасман на хйна-вачано ‘тха тато ‘грйа-рупах

Объясненная выше иерархия живых существ представляется всеобъемлющей и непреходящей, ибо выстроена она в контексте фактической разницы, отчетливо отображенной в вечной и изначальной природе каждой души, именуемой сва-рупой. Подобная градация, описывающая различные степени превосходства старших существ над младшими, сохраняется

даже в духовном мире среди совершенных душ, обретших освобождение. Подобным же образом — превосходство, условно обозначенное как «стократное», также может оказаться десятикратным или же, напротив — тысячекратным! Каждая из освобожденных личностей обладает всей полнотой совершенства на строго соответствующем ей уровне бытия, и потому нет ничего уничижительного в том, чтобы констатировать факт о наличии сравнительно большего или меньшего величия свару пы различных совершенных душ.

К эвам нароттама-парас ту вимукти-йогйа анйе ча самсрти-пара асурас тамогйх эвам садаива нийамах квачид анйатха на йаван на пуртир ута самсртигах самастах

Итак, среди людей те, кто склонны с верой следовать великим учителям духовности, рано или поздно обретают освобождение. Другие же неизменно питают интерес лишь к мирской деятельности и, следовательно, их удел — постоянное блуждание по путям самсары. Наконец, третья категория душ — это демоны, всегда явно ненавидящие Бога. Их предназначение — навечно пасть в беспросветную тьму ада, андха-тамас.

Таково непреложное правило, касающееся кульминационного раскрытия потенциальной природы всех живых существ. Каждая душа пребывает в круговороте рождений и смертей вплоть до того момента, пока не завершит эволюцию становления своей личности.

19 пуртиш ча наива нийамад бхавита хи йасмат

тасмат самаптим апи ййнти на джйва-сангхах анантам эва ганашо ‘ста йато хи тешам

иттхам татах сакала-кала-гата праврттих

Не существует единого правила, ограничивающего путь эволюции каждой души в самсаре. Самих душ существует неисчислимое множество, и их группы (складывающиеся по типу характера или сварупы) также неисчислимы. Поэтому

в материальном творении никогда не наступает завершения существования, оно вновь и вновь возобновляется, пополняясь все новыми и новыми насельниками.

Примечание: Как известно, обитатели земного мира, люди, по большей части обладают достаточно сумбурным разумом, ибо в них одновременно наблюдается как склонность к добродетелям, так и к пороку. Тем не менее, даже при поверхностном рассмотрении можно прийти к выводу о том, что в мире все-таки проживает определенное множество благонравных людей. В соответствии с учением Мадхвачарьи суть сложившейся ситуации такова: люди, у которых природные добродетели хотя бы немного преобладают над пороками, рано или поздно стяжают освобождение. Однако Господь, принимая во внимание и неизменно учитывая свободную волю всех живых существ, ни над кем не вершит насилия и не старается искусственным образом приблизить кого-либо к Себе. Он лишь создает некоторые необходимые условия, зная, что свабхава каждой души рано или поздно обязательно приведет ее к желанному ею пределу совершенства. В обсуждаемом тесте ясно указывается: пуртиш ча наива нийамад — нет строгого правила, регламентирующего время нахождения каждой души в самсаре. Кто-то может быстро достичь освобождения, кто-то медленно, а кто-то даже на протяжении целой вечности способен оставаться равнодушным к практике осознания Бога. В любом случае материальный мир как временное пристанище для малоразумных существ будет периодически воссоздаваться Господом.

20-22 Хотя прославленные небожители и просветленные мудрецы постоянно углубляют свое понимание славы и величия Бога, но, увы, беспредельное невозможно охватить ограниченным разумом! Нараяна — Верховный из высочайших личностей, и достоинства Его являются бесконечно совершенными.

Никто не может сравниться с Господом, и даже освобожденные души не ведают всей полноты Его совершенства. Дживы — вечно зависимые существа, и поэтому никто из них не способен посягнуть на славу извечно трансцендентного и самодостаточного Бога!

Философская часть - глава первая

Такова суть изречений всех священных Вед, а также суть «Рамаяны», «Махабхараты» и «Панчаратры». Все иные подлинные писания, а также постулаты афоризмов «Веданта-сутры» подтверждают эту истину о Боге, и Сам Господь вечно хранит её безупречное совершенство.

Цитаты из священны^ текстов - прадоана-вачана. подтверждающие представленное выше учение

Шрипада Мадхвачарья являет далее