Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 193 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 193

Важно с кристальной ясностью понимать пять (описанных выше) истинных различий, бхеда. Так познается отличие себя от Бога, непогрешимость Господа и совершенство Его достояний. Без такого знания освобождение фактически недостижимо!

Важно уметь безошибочно отличать аватары Бога (прямые воплощения) от обычных живых существ, джив, а также понимать, каким образом авеша Господа проявляется в некоторых избранных дживах. Без этого знания освобождение совершенно недостижимо!

Важно осознавать, что никто иной как Вишну — творит, поддерживает и уничтожает мир! И что лишь Он ниспосылает знание и являет душе путь к достижению совершенства и освобождению, или, напротив, заключает её в кандалы невежества. Несомненно, без такого знания освобождение совершенно недостижимо!

Только познав, что четыре Веды, «Панчаратра», а также Пураны и Итихасы служат для прославления Господа, человек способен стяжать освобождение, и никак иначе!

Отношения с Богодо различны^ живый существ

85 махатмйа-джнана-пурвас ту

судрдхас сарвато ‘дхиках снехо бхактир ити проктас тайамуктир на чанйатха

«Величайшая любовь, превосходящая всё на свете, есть бхакти — чистая преданность Богу. Она возникает на платформе совершенного трансцендентного знания о величии Господа. Лишь обретя бхакти, человек способен достичь освобождения!»

0<

■о

Философская часть - глава первая

Примечание. Таково определение чистой преданности, процитированное Мадхвачарьей из писания «Бхавишьят-парва». Лишь преданность Богу ведет душу к освобождению, но поскольку далеко не все дживы являют сильную склонность к развитию бхакти, путь личностной эволюции у разных живых существ бывает отнюдь не одинаков. Объяснение тому представлено автором в нескольких следующих стихах.

<6 три-видха джйва-сангхас ту дева-мануша-данавах татра дева мукти-йогйа манушешуттамас татха

Все дживы делятся на три основные группы: души исконно-божественного склада — дэвы, души среднего порядка — люди манушьи, и существа низшего характера — демоны данавы. Среди членов данных трех групп лишь души божественного склада, к которым примыкают и благонравные люди, достойные освобождения.

Примечание: Это лишь одно из целого ряда прочих подобных утверждений Мадхвачарьи, описывающих онтологический статус дживы достаточно необычным образом. Примечательно всё же, что практический опыт жизни зачастую служит очевидным подтверждением данному суждению. В человеческом обществе лишь редкие личности имеют склонность серьезно практиковать духовные дисциплины, а большинство людей слишком погружены в мирское существование. О том, насколько редко среди людей встречается действительная тяга к духовному подвижничеству, сказал в «Бхагавад-гите» (7.3) Сам Господь Кришна:

манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе йататам апи сиддханам кашчин мам ветти таттватах

«Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познает Меня!»

Ы мадхйама мануша йе ту ерти-йогйах садаива хи адхама нирайайаива данавас ту тамолайах

о-

Люди среднего типа, т. е. те, кто начисто лишены хоть какой-то склонности к самосовершенствованию, вечно пребывают в круговороте рождений и смертей. Злодеям же и отпетым демонам предопределено жить во тьме вечного ада.

Притсчанис: Комментарий Вадираджи Тиртхи к вышеприведенному стиху суть таков: «Существует два вида ада: первый из них временный, именуемый тамисра, и туда попадают обычные грешники за свои былые грехи; второй же ад — вечный, он называется анд-ха-тамисра. Последний ад характеризуется исключительной беспросветной тьмой и наивысшей интенсивностью претерпеваемых страданий. Туда попадают злостные демоны, во главе которых стоит Кали».

В тексте 12.30 настоящего труда указано точное местонахождение ада андха-тамаса в пределах вселенского мироздания. Великий святой Рагхавендра Тиртха пишет, что этот ад является проявлением стопроцентной гуны невежества, никак не смешанной ни с гуной благости, ни с гуной страсти.

В доказательство своего утверждения о незавидной судьбе демонов Мадхвачарья приводит много цитат из различных писаний, одной из которых является третья мантра «Ишопанишад»:

асурйа нама те лока андхена тамасавртах

тамс те претйабхигаччханти йе ке чатма-хано джанах

Перевод по Мадхве: «Миры, которые уготованы демонам, полны страданий и покрыты беспросветной тьмой. В них попадают после смерти „убийцы собственной души“, т.е. злостные невежды, ненавидящие Верховного Господа Вишну».

Слово асура (демон) имеет двоякий перевод. Если разделить его на два слога (асу — жизнь; ра — наслаждение), то получится следующий смысл: асура — это тот, кто видит смысл жизни лишь в плотских удовольствиях. Если же разделить слово на три слога (а — нет; су — совершенное; ра — счастье), то смысл будет следующим: демоны асуры полностью лишены духовного счастья.

М муктир нитйа тамаш чаива наврттих пунар этайо$ деванам нирайо части тамаш чапи катханчана

Философская часть - глава первая

Освобождение вечно и ад андха-тамас также вечен, достигнув либо одного, либо другого из этих двух местопребываний, душа уже более не возвращается назад в мир рождений и смертей. Определённо, благодушные существа с характерами дэвов никогда не попадают во тьму вечного ада, это полностью исключено.

Примечание Из приведенных стихов видно, что Мадхва описывает природу наиболее гнусных демонов, как не подлежащую исправлению. Кроме того, на основе цитат из писаний он предопределяет для них мучения в вечном аду. Данная концепция ада весьма походит на ту трактовку уготованной грешникам преисподней, что принята среди современных христиан. С поверхностной точки зрения от нее веет неким духом преувеличения. Кажется, что такое понимание оспаривает всемилостивую природу Бога, ведь в противном случае, зачем Ему нужно посылать демонов в ад на вечные муки? Все же Шри Мадхва имеет определенные основания для сделанных им выводов. По его мнению, вечный ад является местом, совершенно соответствующим природе демонов. Ведь