Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 202 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 202

знаменитое высказывание:

кршна-дваипййанам вййсам виддхи нарайанам прабхум ко хй анйах пундарйкйкшан махабхарата-крд бхавет

«Кришна Двайпаяна — Вьясадева — Сам Господь Нараяна! Кто другой, кроме лотосоокого Господа, смог бы сложить величайшее писание — „Махабхарату"?!»

Примечание: Говинда Ачарья комментирует, что, на самом деле, Господь Вьясадева ещё за 600 лет до того, как реальные события «Маха-бхараты» произошли на Земле, поведал всю историю «Махабха-раты» вместе с её сокровенным контекстом полубогам! Кто бы мог явить столь чудесное откровение о будущем, кроме всезнающего Бога? — В ста тысячах стихов «Махабхараты» Вьясадева вместил суть послания всех неисчислимых ведических гимнов!

Представленный здесь текст также входит в состав «Шанти-парвы» (356.11) самой «Махабхараты», и к тому же содержится в «Падма-пу-ране» (Сришти-кханда, 1.44) и «Вишну-пуране» (3.4.5).

56-57 Подобным же образом во всех священных писаниях встречаются многочисленные независимые свидетельства, подтверждающие уникальную славу «Махабхараты».

Итак, данная тема раскрыта нами во всей полноте, а далее мы непосредственно проиллюстрируем, каким образом суть духовной науки систематически изложена в текстах самой «Махабхараты».

Мангалачарана - оригинальный вступительный текст «Махабхараты»

5* нарййанам сура-гурум джагад-эка-нйтхам

бхакта-прийам сакала-лока-намаскртам ча траи-гунйа-варджитам аджам вибхум адйам йшам ванде бхава-гхнам амарасура-сиддха-вандйам

«Слава Нараяне — Учителю благонравных суров и единому Господу мироздания! Его почитает весь мир, но особенно Он дорог Своим преданным. Он — изначальный нерожденный всемогущий Господь, сущий вне влияния трех модусов природы. Он освобождает душу от гнета материальной жизни.

Его беспрестанно славят освобожденные существа, полубоги — властители стихий мирозданья и все личности, устремленные к духовному совершенству!»

Примечание: Этот текст представляет собой мангалачарану — благоприятное вступление ко всей «Махабхарате». Он содержался в древних оригинальных манускриптах, но позднее во многих версиях эпоса оказался утерянным вследствие нерадивости переписчиков. Таким образом, становится очевидным, что Вьясадева начинает описывать славу Верховного Господа с самого первого стиха «Махабхараты».

Словосочетание бхава-гхнам указывает также на то, что Господь периодически уничтожает мир в конкретный положенный срок. Что же касается демонов, закончивших свой путь в самсаре, то в качестве альтернативы освобождения Господь навеки помещает их в андха-тамас.

Далее в тексте утверждается, что Господа славят амары — «бессмертные», асуры — «демоны», и сиддхи — «совершенные». В данном случае под демонами могут подразумеваться скрытые преданные Бога, ибо настоящие демоны неизменно исполнены лишь ненависти ко Всевышнему. Или же, как комментирует Вадираджа Тиртха Свами, двусложное слово асу-ра в альтернативном значении указывает на полубогов, отвечающих за поддержание жизни асу, т.е. нормальное функционирование тел воплощенных существ.

59-60 Расширенный смысл первой половины текста мангалача-раны таков: Господь — даритель совершенного знания! Он превосходит Своей несравненной славой всех — Лакшми, Брахму, Шиву и других вселенских властителей. Господа можно удовлетворить только чистой преданностью и любая дхарма (священный долг) в сути своей представляется служением Богу.

Смысл второй половины мангалачараны следующий: Господь извечно свободен от каких-либо несовершенств, и Он транс-цендентен к миру материи. Господь полон совершенного знания и других высочайших достоинств. Он — изначальный Творец, на энергии которого зиждется всё сущее. Только Он дарует освобождение. С искренней любовью Ему поклоняются все освобожденные существа, а также полубоги и личности, стремящиеся

к духовному совершенству.

61 Итак, в обеих частях вводного текста «Махабхараты» указывается, что Господу поклоняются как полностью совершенные освобожденные существа, так и разнообразные обитатели сего бренного мира. Таким образом, здесь провозглашается наивысшее совершенство Бога, и звучит торжественное обещание, согласно которому всё повествование книги будет посвящено раскрытию именно этой темы.

Избранные цитаты из «Махабхараты», доподлинно раскрывающие славу Господа

62 «Махабхарата», Анушасана-парва, 18.6

кршно йаджнаир иджйате сома-путаих кршно вйраир иджйате викрамадбхих кршно ванйаир иджйате самршйнаих кршно муктаир иджйате вйта-мохаих

«Кришне поклоняются, верша жертвы, святые брахманы, причащающиеся священным напитком Сома. Кришне поклоняются могучие цари, верша доблестные подвиги. Кришне поклоняются отрешенные подвижники, обитатели леса. Кришне поклоняются освобожденные души, свободные от невежества!»

63 Мангалачарана, третий текст из древнего оригинала «Махабхараты»

сршта брахмадайо дева, нихита йена данавйх тасмаи девади-девайа намаете шйрнга-дхарине

«Им созданы (ради стяжания блага освобождения) Брахма и другие небожители, Им сокрушены (во тьму невежества) нечестивцы демоны. Поклоны Ему — изначальному Господу, носителю величайшего лука Шарнга!»

66-66 Толкование Мадхвы: Создание богов означает здесь не просто созидание их тел, но сотворение особых существ с целью обретения ими в будущем освобождения. Если бы очевидный смысл текста не представлялся таковым, то всё послание

книги являло бы собой бессмыслицу, ведь с точки зрения чувственного восприятия, сотворение и уничтожение тел, как богов, так и демонов — равно происходит по воле Бога.

Поэтому упомянутое здесь убиение демонов также означает не просто лишение их физических оболочек, но установление для душ злодеев конкретного предопределения, представляющего собой «переселение в вечную тьму».

На самом деле, Господь Вьяса определенно вложил указанный здесь смысл повсюду на страницах «Махабхараты»! Ведь Он вовсе неслучайно распределил всех героев в два противоборствующих лагеря — божественный и демонический. Излагая повествование, Он четко разделяет Бхиму и Дурьйодхану, характеризуя первого как Своего избранного героя, а второго как заведомого врага-злодея.

67 «Махабхарата», Ади-парва, 1.32

намо бхагавате тасмаи вййсайамита-теджасе йасйа прасадад вакшйами нарайана-катхам имам

Начиная повествование «Махабхараты», Сута Госвами сказал: «Поклоны безгранично лучезарному Господу Вьясадеве, по Его милости я поведаю этот легендарный эпос, посвященный Господу Нараяне!»

66 «Махабхарата», Ади-парва, 1.282,286

васудевас ту бхагаван кйртито `тра санатанах

пратибимбам ивадаше йам пашйантй атмани стхитам

«Здесь описан вечный Господь Васудева, образ которого совершенные личности