Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 206 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 206

достоинств Бога — вот каков Господь Кришна! Конечно, Он вовсе не смертный человек, ведь не иначе как по Его милости на свет появляются и творец Брахма, и Шива — „воплощение божественного гнева1*».

116-117 Обращаясь к Юдхиштхире, Кришна сказал: «Все полубоги подчинены Шиве, Шива подчинен Брахме, Брахма подчинен Мне, но Я извечно не подчиняюсь никому! Как все небесные светила подчинены ярчайшему источнику света — Солнцу, так и все группы освобожденных душ подчинены Верховному Господу Васудеве!»

072

Философская часть - глава вторая

Толкование о (гоюгоуровневодо послании «Махабхараты»

118-119 В книгу «Бхавишьят-парва» Вьясадева поместил следующее толкование о Своем писании «Махабхарата»: «Данная книга составлена, дабы доподлинно раскрыть славу Господа Васудевы, и все истории в ней описывают не что иное, как величие Бога. Если же читатель вдруг обнаружит в „Махабха-рате“ содержание несколько отличающегося толка, то да будет ему известно, что вольные и сторонние темы сочинены отнюдь не Мной (но порой включены в эпос для того, чтобы сделать его послание многоуровневым)!»

Примечание: В тексте представленного здесь послания Вьясадева имеет в виду следующее. Философские взгляды невежд, также запечатленные в некоторых Пуранах и иной литературе, тоже затронуты Им в поверхностном содержании «Махабхараты», но не более того. Прочный стержень духовного послания в этой книге присутствует повсюду, но, для того чтобы быть в состоянии уловить и осмыслить его, читатель должен основательно владеть навыками интерпретации содержания текста, преподносимого зачастую весьма неоднозначно.

Итак, в следующих нескольких стихах Вьясадева объясняет науку, имеющую дело со стилистикой послания. Некоторые из стилей выражают прямой смысл, а другие требуют для раскрытия подлинного сакрального содержания текста дополнительного истолкования.

120-123 В «Махабхарате» Мною явлены три смысловых уровня послания. Первый из них называется «Самадхи-бхаша» — недвусмысленное послание, прямо и без обиняков описывающее истину о верховной славе Господа Вишну. Хотя некоторые истории «Махабхараты» (а также истории из Пуран) имеют определенный уклон в сторону прославления Шивы, как будто бы поддерживая учение «Шайва», исповедуемое поклонниками Шивы. Но даже в подобных эпизодах повествования может проскальзывать достоверное знание о Боге, смысл которого рекомендуется воспринимать как он есть, в самом прямом контексте.

Однако, если в некотором конкретном пассаже, от его непосредственного начала и до самого его конца, содержится лишь неверное истолкование истины о Вишну, то следует понимать, что данное послание относится к категории «Даршана-бхаша». То есть оно, будучи «поучительным», призвано донести какие-либо несложные благие наставления до личностей, находящихся на весьма низком уровне развития духовности.

Кроме того, в ведических писаниях имеет место и третий вид послания, который именуется «Гухья-бхаша» — т.е. полностью иносказательное повествование. В данном случае, при поверхностном вымышленном или даже сказочном содержании, попутно передается некий глубоко-сакральный, но не явный смысл.

Примечание: Итак, из представленного выше объяснения становится очевидным, что единое духовное послание является неотъемлемым лейтмотивом всех историй «Махабхараты». Санскритское слово бхаша означает «речь», содержащую совершенно разные уровни послания. Поэтому, как было указано выше, весь эпос «Махабхарата», так или иначе, провозглашает славу Всевышнего.

Прямое описание славы Господа называется «Самадхи-бхаша».

Стиль «Даршана-бхаша» на внешнем плане как будто позволяет смысловому руслу сюжета несколько отклониться от высших категорий истины, тем самым иллюстрируя всяческие искаженные представления о реальности. К примеру, когда Шива или другие полубоги превозносятся как личности, равные или превосходящие Бога, то повествование, несомненно, относится к категории Даршана-бхаша.

Зачем нужны подобные рассказы? — С одной стороны, действуя так, Вьясадева являет собственную широкую эрудицию. Ибо, охватывая различные мировоззрения, он демонстрирует оппонентам, пытающимся вступать в дебаты с Вайшнавами, и у них не остается права заявлять, что, дескать, их писания совсем неведомы или, сверх того, недосягаемы для умов вайшнавских мыслителей вследствие их особой сокровенности (конечно же, мнимой).

С другой стороны, посредством грамотного философского анализа, также обычно обозначаемого термином «Даршана», прославление полубогов может обращаться в косвенное прославление Всевышнего,

Фалософская часть - глава вторая

в случае, если становится абсолютно доказанной истина о том, что все полубоги, вне сомнения, являются верными слугами Верховного Господа.

Рассказы, излагаемые в стиле «Даршана-бхаша», повествуют о том, как Господь поклонялся мудрецам, полубогам или людям и порой просил у них благословения. С поверхностной точки зрения, такие повествования явно противоречат истине о верховном положении Господа. Так, в «Рамаяне» говорится, что Господь Рамачандра совершил обряд подношения воды и зерен кунжута Своему усопшему отцу. Однако, естественно, что Всевышнему вовсе нет никакой нужды вершить те благочестивые обряды, что актуальны для простых смертных. Поэтому прямой смысл подобного рассказа не раскрывает истины о величии Бога.

Шрила Мадхвачарья объясняет, что все похожие тексты писаний следует понимать следующим образом: мудрецы и полубоги, поведавшие миру эти истории, произносили свои речи в стиле, легко воспринимаемом для сознания обычных мирских людей. Во всех подобных повествованиях прямой смысл текста не следует воспринимать буквально, так как он противоречит истинному положению вещей. Однако в качестве вполне приемлемого смысла здесь могут быть восприняты заложенные в таких повествованиях наставления (шикша) о принципах благочестивой жизни. Ведь обычные люди всегда склонны руководствоваться назидательными примерами из жизни великих личностей, как о том говорит Господь Кришна в третьей главе «Бхага-вад-гиты» (3.21). Поэтому и Сам Господь, явившись на Землю в человеческом облике, подавал ради блага обычных людей совершенный