Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 52 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 52

Деваки, а не его — Паудраку.

История о прошлой жизни Паундраки, воплощенного в облике царя Вены, описана в-четвертой песни «Шримад-бхагаватам». Он был сыном царя Анги, потомка рода Сваямбхувы Ману. Когда Вена явил характер ужасного демона-тирана и непримиримого материалиста, мудрецы, заботившиеся о благоденствии мира, были вынуждены лишить его жизни посредством особого оружия — звука ведических гимнов.

9 Сына Васудевы от дочери Каравирешвары назвали именем «Сригала Васудева». В нем воплотился демон Дхундху, ранее убитый Господом Хари. В прошлом рождении этот демон приходился : сыном Мадху, другому не менее известному демону.

Женившись на Деваки, Васудева оборвал родственные связи с обеими упомянутыми здесь прислужницами царского рода.

Примечание: В самом начале творения два демона Мадху и Кайтабха попытались похитить из ума Брахмы священные гимны Вед. Тогда Господь принял облик Хаягривы, воплощения с головой лошади, и убил их обоих.

Демон Дхундху был родным сыном Мадху. Он удовлетворил Брахму подвигом аскетизма и испросил благословения, чтобы его не могли убить ни боги, ни демоны, ни якши, ни многоглавые змеи наги, ни небесные певцы гандхарвы. Брахма произнес священный слог «Ом» и, тем самым, заверил Дхундху в исполнении его желания.

Примечательно, что в своей просьбе о неуязвимости демон Дхундху пренебрег опасностью со стороны людей и мудрецов-риши, считая их слабыми и неспособными причинить ему какой-либо вред. Но таковой оказалась воля Господа, ведь именно от человека Дхундху суждено было встретить свою гибель.

В ту давнюю эпоху жил мудрец по имени «Уданка», великий подвижник, мечтавший совершить какое-то особое служение для удовольствия Господа Вишну. И вот однажды Господь явился пред ним с таким повелением: «В мире живет могучий демон Дхундху, враг священного уклада религии. Он считается непобедимым. Тебе следует

вдохновить какого-нибудь могучего воина вступить в бой со злодеем, и тогда Я лично войду в твоего избранника и дам ему силы насмерть сразить Дхундху».

В то же самое время потомок Вайвасваты Ману, царь Ьриха-дашва, передал свое царство сыну Кувалаяшве и удалился в лес для свершения духовного подвижничества. На пути ему встретился мудрец Уданка, обратившийся к нему с просьбой: «На некотором удалении от моего ашрама в океанских недрах располагается каменистый остров, на котором живет демон-злодей Дхундху. Ради блага всего мира тебе потребно убить его до того, как ты уединишься в лесу подвижников, Таповане».

Брихадашва ответил: «Сам я уже стар и отошел от ратных дел, но мой сын Кувалаяшва, несомненно, сможет взять на себя эту миссию». Тогда пожилой царь велел своему сыну исполнить просьбу мудреца, а сам удалился в лес.

Монарх Кувалаяшва стал собираться в военный поход и взял с собой мудреца Уданку и собственных сыновей. Как раз в тот самый момент Господь вошел в Кувалаяшву и наделил его божественной силой. Как следствие, в ходе суровой битвы царь смог убить демона Дхундху брахмастрой, могучим оружием Брахмы.

С точки зрения поверхностного наблюдателя Дхундху был действительно убит царем Кувалаяшвой, но фактически деяние это сотворил через него Сам Господь. Шрила Мадхвачарья раскрыл эту тайну в тексте обсуждаемого стиха.

10 Итак, оба вышеупомянутые сына Васудевы являлись по своему внутреннему духу демонами. Они стали ненавистниками рода Вришни, поскольку в нем родился Сам Господь, а также в силу того, что их матери были некогда отвергнуты отцом Васудевой (видным лидером среди Вришни).

Однако Васудева отнюдь не пребывал в смущении по этому поводу, ибо хорошо знал особенность своей миссии, сравнимой с миссией прародителя, осуществленной им ранее на небесах в облике Кашьяпы. Далее в соответствии с божественным планом, Васудева произвел на свет множество превосходных сыновей от других своих жен, и каждый из его прекрасных сынов был воплощенным небожителем.

Глава третья

II Все полубоги, что родились среди людей в те времена, стали учениками Вьясадевы. Таким образом, каждый из них в соответствии с личной способностью к познанию истины обрел совершенное знание о Боге Вишну как Творце мироздания, незримо пронизывающем всё сущее.

12-1* У сына Брахмы, именуемого «Маричи», было шестеро сыновей, ставших впоследствии мудрецами. Они носили следующие имена: «Смара», «Гитха», «Паришванга», «Патанга», «Кшудрабхрит» и «Гхрини». Однажды, будучи ещё совсем юными, они увидели, как немощный в силу своего преклонного возраста ыудрец-гандхарв Девак гневно ругал сыновей. Потешаясь над сумасбродством старика, сыны Маричи не смогли скрыть улыбок на устах. Тогда заметив их насмешливость, Девак вспылил ещё более и проклял всех шестерых юношей немедленно принять рождение в телах демонов.

Примечание: Согласно манускрипту, прокомментированному Вадира-джей Тиртхой, сыновей Маричи проклял не Девак, а известный мудрец Девала. В «Деви-бхагавата-пуране» однако говорится, что данное проклятие было наложено на мудрецов самим Брахмой в тот момент, когда те посмеялись над внезапно вспыхнувшим в нем вожделением по отношению к его дочери Вак-деви.

Следует отметить, что эта история описана в разных Пуранах с небольшими расхождениями, по всей видимости для того, чтобы ввести в заблуждение беспробудных невежд. В частности, в «Агни», «Брахма» и «Падма» Пуранах сказано, что шестеро юных мудрецов родились в качестве сыновей не от демона Каланеми, но прямо от Хираньякашипу. Говинда Ачарья в своем комментарии разъясняет, что на самом деле они не родились как сыновья Хираньякашипу, но лишь условно были приняты им за таковых. И уже Хираньякашипу проклял

Навигация:

Страница 54
Страница 53
-- Страница 52 --
Страница 51
Страница 50