Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 90 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 90

мною роли брахмана-учекша выглядит, словно наглый обман. Но ведь предо мной Вы Отец, Мать и Верховный Учитель целой вселенной! Таким образом, с духовной точки зрения я, несомненно, являюсь одним из Ваших бесчисленных сыновей. Поэтому, если Вы — брахман из священного рода Бхригу, то и я могу считать себя брахманом. Следовательно, по большому счету, в моих прежних речах не было серьезного изъяна».

56 Выслушав объяснение Карны, Парашурама бросил один только взгляд на червя, явившегося виновником столь драматического события, и по Его беспричинной милости червь мгновенно принял форму блистательного полубога, быстро вознесшегося в небеса на чудесном летательном корабле.

57-56 Затем Рама сказал Карне: «Ты был неправ, ведь происхождение суты запрещало тебе жить подле Меня. Однако твоя преданность Мне отнюдь не останется бесплодной. Ты легко будешь побеждать в бою любых врагов до тех пор, пока в тебе не проснется ревностный дух соперничества. Если же страстная ненависть к противнику завладеет тобой когда-либо, тогда в самый критический момент битвы ты забудешь мантры, приводящие в действие магическое оружие. В такой ситуации некто из твоих могучих врагов сможет нанести тебе смертельный удар. Этому суждено сбыться, а ныне — ступай прочь!»

Карна смиренно предложил поклоны Господу и покинул Его ашрам.

56 Между тем, Экалавья также обратился к Дроначарье, напрашиваясь ему в ученики. Но Дрона отверг и его, пеняя на отсутствие у Экалавьи благородной генеалогии и соответствующих задатков культуры. Однако Экалавью это отнюдь не смутило, он уединился в глухом лесу и, сделав из глины образ учителя Дроны, начал усердно поклоняться ему как мастеру воинских искусств. 66-62 Впоследствии же произошло следующее событие. Однажды сыновья Дхритараштры вместе с Пандавами отправились в лес на охоту. В тот момент на некотором расстоянии впереди

1

от Юдхиштхиры бежала гончая собака, с громким лаем преследуя оленя. Лай собаки потревожил жившего неподалеку в укладе отшельника Экалавью, и тот, полагаясь на один лишь слух, выпустил семь стрел, с помощью которых искуснейшим образом зашил псу пасть, лишив его возможности издавать какие-либо звуки и при этом, однако, не причинив животному ни малейшего вреда. Пес безмолвно выбежал навстречу хозяевам, и, когда Пандавы увидели, что с ним случилось, были попросту ошеломлены. Вместе с остальными принцами династии Куру, Пандавы принялись искать в лесу мастера столь феноменальной стрельбы из лука. В конце концов, в глубине леса они обнаружили Экалавью, неизменно тренировавшегося в стрельбе, и одновременно с тем с великим усердием поклонявшегося глиняному образу учителя Дроначарьи.

63 Экалавья являлся выходцем из племени невежественных нишадов. Прежде ему удавалось вступать в связь со злобными привидениями, пишачами, в результате чего он научился пользоваться их особым мистическим оружием. Однако Экалавье также хотелось овладеть дивным небесным оружием, и с этой целью он посвятил себя поклонению Дроначарье.

66-65 Когда Арджуна увидел такое поразительное мастерство во владении луком, явленное этим безвестным учеником Дроны, он оказался весьма озадачен. Придя к учителю, Арджуна молвил: «Ваше обещание сделать меня величайшим лучником вовсе не сбылось, ибо другой Ваш, сокрытый доселе ученик, явно превосходит меня в этом умении».

Тогда Дрона сам направился к Экалавье и сказал: «Если ты на самом деле считаешь себя моим учеником, и если благодаря поклонению мне ты уже достиг необычайного совершенства, в этом случае настала пора и с моей стороны попросить у тебя некое ответное дарение — знак благодарности, гуру-дакишну».

Нишада с радостью согласился исполнить любое желание почитаемого им гуру, однако Дрона попросил его поднести ему в качестве дара большой палец с его правой руки. Экалавья,

не задумываясь, отсек свой палец и преподнес его Дроне. Отныне он был лишен возможности практиковать стрельбу из лука 1 на равных с Арджуной.

Прииечание: История из «Махабхараты», гласящая о преданности Экалавьи учителю Дроне, является в высшей степени назидательной. Она превосходно иллюстрирует, как верность в служении гуру ведет искреннего ученика к наивысшему совершенству. В данном контек- I сте представляется действительно поразительным следующий факт. Ведь изначально даже сам Дрона вовсе не подозревал о том поклонении, что предлагал ему Экалавья. Однако, поскольку Экалавья избрал весьма достойный объект почитания, и поскольку его служение было выполнено с искренней любовью, он в силу этого необычайно преуспел в искусстве стрельбы из лука.

Более того, даже славный Арджуна, непрестанно обучавшийся под личным руководством Дроны, был вынужден признать некоторое превосходство Экалавьи над самим собой. Таким образом, можно сделать вывод, что сила преданности учителю является наиважнейшим фактором успеха на пути к обретению всякого рода совершенств.

Хотя Экалавья был столь хорош в ученичестве, но вместе с тем, как указано в сороковом стихе предыдущей главы, он являлся демо- 1 ном по природе. Он поклонялся гуру лишь с целью достижения воин- | ского могущества, но в то же время с ненавистью относился к Верхов- I ному Господу, Шри Кришне. Такой подход оказался в корне неверным, и, в конечном счете, послужил причиной полного краха в жизни Экалавьи.

Идеальный пример духовности описан в тексте «Шветашватара-упанишад» (6.23):

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

«Если в ком-то живет величайшая преданность, как Самому Богу, так 1 и к духовному учителю, —

Навигация:

Страница 92
Страница 91
-- Страница 90 --
Страница 89
Страница 88