большее счастье. В Индии есть много людей
вегетарианцев, знающих о Кришне, но они не такие преданные, как преданные
ИСККОН, поэтому не несут столь активного преданного служения. Таким образом,
благость лучше, поскольку она основана на некотором знании.
Страсть - это состояние, когда человек очень активен, но в этом состоянии нас
одолевают бесконечные желания, которые мы стремимся удовлетворить. Столько много
желаний, что человек постоянно думает: "Как мне достичь этого или этого". Как
правило, большинство в материальном мире в гуне страсти и поэтому вынуждены
тяжело работать. Шрила Прабхупада говорил, что в основном все люди и вся
материальная цивилизация находятся под влиянием страсти.
Третья гуна - гуна невежества или тьмы. Признаки человека в этой гуне следующие:
он ленив, ничего не хочет делать, много спит, не заинтересован в духовной
самореализации. Все желания сводятся лишь к одному: как бы свою ленивую жизнь
сделать еще проще. Кришна говорит:
саттвам сукхе саньджаяти
раджах кармани бхарата
гьянам авритья ту тамах
прамаде саньджаятй ута
"О сын Бхараты, в гуне добродетели человек счастлив, страсть толкает его к
кармической деятельности, а невежество, покрывая знание человека, обрекает его
на безумие." (Бг.14.9)
Кришна побуждает все живые существа выйти за границы этих гун материальной
природы, потому что, даже находясь в гуне добродетели, вы не уверенны, что вам
не помешает влияние других, низших гун. (Бг.14.10) В Индии мы видим, что даже
такой благостный человек, который признает Кришну, делает пожертвования ИСККОН,
проводит пуджу на алтаре, со временем падает, если не занимается духовной
деятельностью. В "Бхагавад-гите" сказано, что если все врата тела освящены
знанием, человек находится в благости. В этой комнате одни двери. В большом доме
может быть двое, трое дверей. Если все двери заперты, вор не войдет, но если
открыта хотя бы одна дверь, вор легко проникнет в помещение. Также и отверстия в
теле: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус необходимо закрыть для всех
материальных желаний. Гуна страсти характеризуется сильной привязанностью. Мы
видим, что люди очень привыкают друг к другу, как будто никогда не оставят тело.
Кроме этого, они привязаны к плодам своей работы и поэтому тяжело трудятся,
вследствие чего у них не остается времени на духовный прогресс. И, наконец,
огромные неконтролируемые желания. (Бг.14.12)
Человек в гуне невежества подобен безумцу, находящемуся в иллюзии, во тьме. В
"Бхагавад-гите" описаны признаки каждого человека, находящегося под влиянием
разных гун. (Бг.14.11-13) Многие думают, что, умирая, все достигают одного и
того же результата. Но это не так. Даже в этой стране, в зависимости от того,
куда вы купили билет, вы поедете в то или иное место, и билет вы получите до
того пункта, проезд до которого вы оплатили. Кришна это ясно объясняет: если
человек умирает в гуне благости, он попадает на высшие планеты великих мудрецов,
если умирает в гуне страсти - рождается среди занятых кармической деятельностью,
а умирая в гуне невежества, он рождается в царстве животных. (Бг.14.14-15)
Поэтому, если кто-то думает, что, независимо от своих действий, он снова родится
человеком, получит человеческую форму жизни и уже не опустится ниже - это
неверно. Кришна опровергает подобное умозаключение. Если человек подвержен
влиянию невежества, он, несомненно, попадает в низшие формы жизни. Поэтому тот,
кто имеет человеческое тело, должен, в лучшем случае, находиться хотя бы в гуне
благости, иначе вся его жизнь будет потрачена впустую.
Действия в гуне благости считаются чистыми, в гуне страсти - приносят несчастья,
в гуне невежества - ведут к глупости. На санскрите есть слово крипана - скупец.
Человек, имеющий деньги, но не использующий их для какого-либо приобретения,
несчастен. Так же и мы, если, получив человеческое тело, не используем для
духовного прогресса, мы несомненно несчастны. И поэтому "Веды" снова и снова
говорят нам: "Используйте человеческую форму жизни соответствующим образом."
Жизнь находящегося под воздействием гуны невежества считается жизнью глупца.
Если вы в гуне благости, то путем правильного общения сможете развивать духовное
знание. Истинное знание означает понимание того, кто есть я. В этой стране есть
много учебных заведений, в которых дают разнообразное знание, но нет ни одного,
где объясняют истинное знание о духовной сущности. Каждый из вас может
вспомнить, что до того, как начать повторять шестнадцать кругов маха-мантры, вы
имели уже какие-то качества добродетели: не ели мясо, не употребляли
интоксикаций и т.д. Затем вы встретили преданных, они дали вам "Бхагавад-гиту",
и ваша жизнь изменилась. Кришна говорит:
саттват саньджаяте гьянам
раджасо лобха эва ча
прамада-мохау тамасо
бхавато `гьянам эва ча
"Из гуны добродетели развивается подлинное знание, из гуны страсти развивается
жадность, и из гуны невежества развиваются глупость, безумие и иллюзия."
(Бг.14.17)
В следующем стихе (14.18) Кришна подводит итог сказанному ранее: те, кто
пребывает в благости, поднимаются на высшие планеты, те, кто пребывает в
страсти, живут на земле, пребывающие же в невежестве - идут на низшие, адские
планеты. "Бхагавад-гита" советует выйти из под влияния этих гун. Услышав это,
Арджуна спрашивает у Кришны, каковы признаки человека, возвысившегося над
материальными модусами, так как Господь настойчиво советует ему превзойти все
гуны, даже гуну добродетели. Есть преданные, которые повторяют восемь-девять
кругов мантры, соблюдают вегетарианство