Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 98 ------

М.Кремо и Р.Томпсон - Запрещённая археология - Страница 98

лапы, когда увидели его. У них были человеческие черты, но они были полностью покрыты красноватым коричневым мехом... Эти два существа ретировались и медленно скрылись в лесу».

Приведя множество похожих сообщений в книге о диких людях, Сандерсон сказал: «Самый значительный единичный факт об этих сообщениях из Гвианы — ни разу ни местный житель, ни другое лицо, которое передавало слова местных жителей, не указывают, что эти существа были простыми «обезьянами». Во всех случаях они обращают внимание, что у тех не было хвостов, они ходили на двух ногах, и у них были человеческие черты.»

С восточных склонов Анд в Эквадоре поступают сообщения о Ширу, маленьком, покрытом мехом человекоподобном существе, 4-5 футов роста. В Бразилии люди говорят о большом человекоподобном Мапингаури, который оставляет следы, похожие на человеческие, и про него говорят, что он убивает скот.

Йети: Снежный человек Гималаев.

В работах британских должностных лиц, находившихся в Гималайском регионе индийского субконтинента в 19-м веке содержатся единичные ссылки на наблюдения и следы снежных людей, называемых йети. О йети впервые упомянул В.Х.Ходгсон, который с 1820 по 1843 год был британским резидентом при непальском дворе. Ходгсон сообщал, что во время путешествия по северному Непалу его носильщики боялись вида волосатого бесхвостого человекоподобного существа.

Многие сделают предположение, услышав сообщение наподобие этого (и сотни других, которые записаны со времени Ходгсона), что непальцы ошибались, принимая обычное животное за йети: обычные кандидаты в такие ошибочные идентификации — медведи и обезьяны. Но трудно представить, что люди, которые всю жизнь жили в Гималаях, хорошо знакомы с дикими животными, могли бы сделать подобные ошибки. Мира Шекли отмечает, что йети присутствуют на непальских и тибетских религиозных изображениях, на которых нарисованы иерархии живых существ. «Здесь, — говорит Шекли, — медведи, большие обезьяны и маленькие азиатские обезьяны изображены отдельно от снежного человека, что предполагает, что между этими формами (по крайней мере в умах художников) нет путаницы.»

В 19-ом столетии по крайней мере один европеец сообщал, что он лично видел схваченное животное, похожее на йети. Один южноамериканец сказал Мире Шекли: «Много лет назад в Индии покойная мать моей жены говорила мне, что ее мать видела то, что могло бы быть одним из тех существ из Муссори, у подножья Гималаев. Этот получеловек был прямоходящим, но явно был больше животным, чем человеком, так как все его тело было покрыто шерстью. Говорили, его схватили в снегах... и держали в цепях.»

В двадцатом столетии наблюдения европейцами снежных людей и их следов продолжались, увеличившись во время экспедиций 1930-х годов по покорения гималайских вершин.

В ноябре 1951 года Эри Шиптон, разведывая подходы к горе Эверест, нашел отпечатки ног на леднике Менлун недалеко от границы Тибета и Непала, на высоте 18.000 футов. Шиптон шел по этой дорожке одну милю. Фотография с близкого расстояния одного из следов доказывала их убедительноть многим. Следы были очень большими. Джон Р.Напиер рассмотрел и отверг возможнось того, что определенный размер и форма лучшего шиптоновского следа могли быть обусловлены таянием снега. В конце Напиер делает предположение, что шиптоновский след был результатом наложения человеческой ноги, одной обутой, а другой разутой. В целом, Напиер был полностью убежден в реальном существовании северо-американской Сасквач, но в высшей степени скептично относился к свидетельству о йети. Но, как мы увидим ниже, новое свидетельство приведет к тому, что Напиер станет более склонен признавать гималайского снежного человека.

Во время экспедиции в Гималае в 1950-е и 1960-е годы сэр Эдмунд Хиллари привлек внимание к свидетельствам о йети, включавших следы в снегу. Он заключил, что в каждом случае большие следы, предписываемые йети получились из-за слияния более маленьких цепочек следов известных животных, наложения и таяния снега. На что Напиер, сам скептик, отвечал: «Ни один человек даже с небольшим опытом не спутает подтаявший след со свежим. Все следы, которые видели в течение многих лет достойные доверия наблюдателя, невозможно таким образом отвергнуть, должны быть другие объяснения этих следов, включая, конечно, возможность того, что они остались от животного, неизвестного науке».

Помимо западных людей, местные жители также приводят продолжающийся поток сообщений о йети. Например, в 1958 году, как написала Мира Шекли в книге о снежных людях тибетские крестьяне из Тхарбалехо, недалеко от ледника Ронбук, наткнулись на утонувшего йети. Жители деревни сказали, что это существо похоже на маленького человека с остроконечной головой, и покрыто красновато-коричневым мехом.

В некоторых буддистских монастырях говорят, что у них есть вещественные остатки йети. Одна категория подобных останков — скальпы йети, но про те экземпляры, изученные западными учеными, думают, что они были сделаны из шкур известных животных. В 1960 году сэр Эдмунд Хиллари снарядил экспедицию для того, чтобы собрать и оценить свидетельства о йети и послать скальп йети из Кхутжунского монастыря на запад для проверки. Результаты показали, что скальп был сделан из шкуры serow, козлоподобной гималайской антилопы. Но некоторые не согласились с этим анализом. Шекли сказала, что они «указали на то, что волосы со скальпом выглядят отлично от обезьяны, и в них есть клещи-поразиты тех видов, которые отличны от тех, что живут в