будто человек должен подражать действиям гопи и в своем внешнем поведении - садхане, и в своей медитации. Можно видеть таких мужчин, одетых в сари, с женскими украшениями на теле и т.д. Они не поклоняются ни гуру, ни Туласи, а просто устраивают шоу, имитируя поведение гопи, хотя сами не очистились еще даже от основных материальных желаний. Шрила Прабхупада кратко констатирует: «их поведение в корне противоречит регулирующим принципам» (НП, стр.164).
Стих 3-й (БРС 1.2.296)
шраванот-киртпанадини
ваидха-бхактпй удитани ту йанйангани ча танйатра вигйейани манишибхих
«Ачарйи, те, кто хорошо разбирается в духовной науке, знают, что 64 аспекта ваидхи-бхакти - начиная со слушания и повторения - полезны и в рагануга-бхакти».
Рагануга-садхана не подразумевает отказ от ваидхи, но больше сосредотачивает внимание на отдельных аспектах, которые способствуют развитию в преданном его собственного настроения служения. Например, рагануга-бхакта не прекращает регулярно слушать и прославлять Господа, но теперь его внимание сосредоточено на тех темах, которые в особенности подпитывают его настроение служения.
Другой пример - поклонение Божествам. Рагануга-бхакта не отказывается от этого вида ваидхи-садханы. Он может продолжать поклоняться Божеству, но так, чтобы это способствовало его настроению преданности. Позже, в этой же главе Шрила Рупа Госвами проиллюстрирует это рассказом о старике, который развил в себе стремление любить Кришну в родительских отношениях. Нарада Муни посоветовал ему поклоняться Божеству как своему возлюбленному сыну, следуя по стопам Нанды Махараджа.
Шрила Прабхупада так выразил суть этого 3-го наставления из «Бхакти-расамрита-синдху», описывающего практику рагануга-бхакти: «...авторитетные ачарйи рекомендовали не отступать от регулирующих принципов даже после того, как мы разовьем в себе спонтанную любовь к Кришне...рекомендуется практиковать тот вид преданного служения, к которому у нас есть естественная склонность... Таким образом, всем рекомендуется действовать в соответствии со своими наклонностями» (НП, стр. 164-165).
Сиддха-пранали ведет начало от Рупы Кавираджа, отклонившегося ученика Хемалини Тхакурани, дочери Шринивасы Ачарьи.
77
Два вида рагануга-бхакти
Существуют две категории рагануга-бхакти: (1) камануга и (2) самбандхануга.
Камануга - это практика преданного служения, целью которой является достижение настроения камарупа рагатмиков {гопи Вриндавана или царицы Двараки). Самбандхануга ~ практика преданного служения, предназначенная для
обретения настроения самбандхарупа рагатмиков (вечные спутники Кришны во Вриндаване в настроении родительской, дружеской любви, а также Его слуги).
Рагануга-бхакти
Рагатмика-бхакти
Самбандхануга
Самбандхарупа
Камануга
Камарупа
Камануга (супружеская любовь)
В «Нектаре преданности» описание камануга-садхана-бхакти начинается на стр. 165 в разделе «Супружеская любовь».
Камануга делится на два вида: (1) самбхога иччхамайи - стремление служить Кришн так, как это делают те, кто непосредственно удовлетворяют Его в супружеской любви и (2 тат-тад-бхава-иччхатмика - стремление помогать Высшей Возлюбленной Шримат Радхарани без прямого общения с Кришной, и, таким образом, непосредственно испытыват Ее любовное настроение, служа Ей и восхищаясь Ею.
Рагануга-Бхакти
Камануга супружеская любовь
Самбандхануга дружба, родительская любовь, отношение любящего слуги
Самбхога-иччхачайи Тат-тад-бхава-иччхатмика настроение возлюбленной настроение служанки возлюбленной
Кто может стать каманугой
Развивая свое естественное стремление служить Кришне в супружеской любви, челов постепенно обретает качества, необходимые для выполнения камануга-садхана-бхакти. Э достигается, главным образом, в процессе поклонения Божествам Радхи-Кришны слушания об играх Кришны с гопи.
Как объясняет Шрила Прабхупада: «Этой ступени супружеской любви могут доств только те, кто следует регулирующим принципам преданного служения, в частное поклоняется Радхе и Кришне в храме. В таких преданных постепенно развиваег
78
спонтанная любовь к Божеству в храме, и, слушая о любовных отношениях Господа с гопи, они постепенно начинают ощущать привязанность к этим играм» (НП, стр. 165). Могут ли мужчины развить в себе такую любовь?
В супружеской любви к Кришне преданный всегда играет женскую роль. И кто-то может думать, что только женщинам к лицу стремиться к этому. Чтобы развеять такие неправильные представления и показать, что наши трансцендентные отношения с Кришной не имеют ничего общего с материальным телом, Шрила Рула Госвами рассказывает о мудрецах Дандакараньи. Хотя все они были мужчинами, когда они увидели Господа Рамачандру, то в них проснулась супружеская любовь к Кришне. И в следующей жизни они родились дочерьми гопи и получили возможность непосредственно общаться с Кришной (См. НП, стр. 165-166).
Два вида супружеской любви (еще одна классификация)
В супружеской любви выделяют два настроения: 1) паракийа - внебрачные отношения и 2) свакийа - отношения в браке.
Паракийу развивают те, кто следуют по стопам гопи Вриндавана. Преданные, достигшие совершенства в развитии этого чувства, поднимутся на Голока Вриндавану, «чтобы общаться там с гопи и наслаждаться любовными отношениями с Кришной» (НП, стр. 167).
Свакийу развивают преданные, желающие следовать по стопам жен Кришны в Двараке. Тот, кто полностью разовьет такие отношения с Кришной, отправится в Двараку, «где становится одной из жен Господа» (НП, стр. 167). В качестве примера этого приводится цитата из «Маха-Курма Пураны»38
Самбандхануга (родительские или дружеские отношения)
Эта глава завершается изложением наставлений, которые дал Шрила Рула Госвами относительно развития спонтанной привязанности к Кришне в настроении родительской и дружеской любви.
Так же, как и супружеская любовь, родительские и братские отношения подразделяются на две категории. Первая - стремление к непосредственному общению с Кришной в этих взаимоотношениях; вторая - желание служить родителям и друзьям Кришны, восхищаясь их отношениями. Как объясняет Шрила Прабхупада: «Отеческие и дружеские чувства к Господу могут проявляться двояко. Можно либо пытаться самому стать отцом Кришны, либо следовать по стопам Нанды Махараджа, лелея мечту о том, чтобы стать