эмоция заменяет другую.
4. Шанти, «удовлетворение», - когда эмоция, приносившая беспокойство, устраняется.
Утпатти — зарождение
Из всех состояний вйабхичари-бхавы это - основное. Его должна пройти любая вйабхичари-бхава, прежде чем станут возможны другие состояния. То, как Шримати Радхарани в ответ на шутку Кришны нахмурила брови, служит примером зарождения матсарйи или злости (см. НП, с. 314).
Сандхи - сочетание
В этом состоянии две или более вйабхичари-бхавы соединяются, создавая единую эмоциональную картину. Сочетания бывают 5-ти видов:
1. Одна эмоция от двух причин.
2. Две эмоции от одной причины.
3. Две эмоции от двух причин.
4. Несколько эмоций от одной причины.
5. Несколько эмоций от нескольких причин.
В изначальном тексте Бхакти-расамрита-синдху (2.4.230) приводится больше подробностей, помогающих лучше понять айогйатвам. Там говорится, как один преданный, видя павлинье перо в тюрбане Кришны, представил себе, что, должно быть, этот павлин сейчас думает так: «Сегодня, позабыв даже о крыльях Гаруды, Шри Кришна носит мои освященные перья на своей голове. Так есть ли какая другая птица, что может сравниться со мной?» Здесь преданный проецирует вйабхичари-бхаву, называемую гарвой (гордость) на птицу, которая, на самом деле, не способна по-настоящему испытывать такие чувства.
130
Одна эмоция от двух причин.
Мама Яшода замерла от счастья, увидев свое дитя мирно играющим на коленях мертвого тела Путаны. В то же время ее оцепенение бьшо также вызвано тревогой, так как Путана была коварной ведьмой. Здесь две причины (счастье от того, что с ее ребенком ничего не случи- лось, и страх, внушаемый демоницей) привели к одному следствию - оцепенению (см. НП с. 314).
Две эмоции от одной причины
Когда ее сын научился ходить, мама Яшода испытывала радость и тревогу одновременно. В данном случае одна причина (Кришна стал ходить) вызвала к жизни два следствия - материнское счастье от того, что ее ребенок растет, и страх за его безопасность (см. НП с. 314-315).
Две эмоции от двух причин
«Увидев своего ликующего сьша в окружении борцов на арене жертвоприношения, устроенного Камсой, Деваки, мать Кришны, почувствовала, как по ее щекам одновременно потекли слезы двух видов: горячие и леденящие. Это пример сочетания ликования и горя в экстатической любви, вызванных разными причинами» (НП с. 315).
Две причины (ликование ее сьша и сильные борцы) привели к двум разным результатам {харша, счастье, и вишада, отчаяние). Видя своего сьша таким радостным, она бьша счастлива (что сопровождалось холодными слезами), но, увидев борцов, она пришла в отчаяние (для этого состояния характерны горячие слезы).
Несколько эмоций от одной причины
Примером этого служит то, как Шримати Радхарани отреагировала на нападение Кришны. Причина бьша только одна - Кришна. А следствием явилось множество различных эмоций. «Это пример проявления различных переживаний в экстатической любви, вызванных одной причиной - Кришной» (НП с. 315).
Несколько эмоций от нескольких причин
«Иногда в доме Нанды Махараджи устраивались большие празднества, на которые собирались все жители Вриндавана. На одном из таких праздников на Шримати Радхарани была золотая цепочка, подаренная ей Кришной. Это сразу заметили Яшода и мать Радхарани - цепочка была слишком велика для Ее шеи. При этом Радхарани видела рядом с Собой Кришну и Своего мужа Абхиманью. Все это смутило Радхарани, Ей стало очень стыдно, и лицо ее исказилось, став от этого еще прекраснее. В данном случае переплелись смущение, гнев, ликование и сожаление» (НП с. 315).
Здесь мы видим, как множество причин - Кришна, Абхиманью, Яшода и т.д. - привели к проявлению множества эмоций: смущения, гнева, ликования и сожаления.
Шавалйа - объединение
И в случае сандхи (сочетания), и в случае шавалйи (объединения) мы имеем дело с соединением различных эмоций. Однако, когда имеет место сандхи, эти эмоции проявляются одновременно, а когда шавалйа,- одна эмоция сменяет другую.
Например: «Однажды Камса воскликнул: «Что плохого может сделать мне этот мальчишка? Он бессилен причинить мне зло». Такие слова Камсы выдают его гарву (гордость). «Но в следующее мгновение Камсе сообщили, что все его друзья пали от руки
131
этого мальчика. Услышав об этом, Камса растерялся: «Может быть, мне следует, не откладывая, пойти и сдаться на его милость? Но пристало ли это великому воину?» Здесь изначальная гареа Камсы объединяется с вишадой (сожалением). Другими словами, гордость уступает место сожалению (см. НП с. 315).
Самоанализ преданного-домохозяина является примером шавалйи, состоящей из последовательного соединения семи различных эмоций (см. НП с. 316).
Шанти - удовлетворение
«Однажды мальчики-пастушки во Вриндаване впустую проискали Кришну целый день. От этого их лица почернели, а тела словно высохли. Но стоило им услышать звуки флейты Кришны, доносившиеся с холма, как их охватила неописуемая радость. Это пример удовлетворения, которое испытывает отчаявшийся» (НП с. 316).
Сначала мальчики-пастушки испытывали вишаду (отчаяние), но это отчаяние было позже «удовлетворено» или успокоено харшей (ликованием). Шанти имеет место, когда предыдущая эмоция успокаивается и гасится последующей.
В своем комментарии Шрила Прабхупада добавляет нечто важное. Он цитирует санскритскую пословицу: «Самое большое удовлетворение рождается из разочарования», - и говорит, что ощущение радости в сознании Кришны приносит больше всего наслаждения, если оно одновременно гасит эмоцию, приносившую беспокойство.
Читта вритти - внутренняя предрасположенность (настроение) преданного
Вйабхичари-бхавы рождаются из определенного настроения преданного (читта-вритти). Эта внутренняя предрасположенность зависит от вечной привязанности преданного к Кришне, его индивидуальных особенностей и различных стимулов,