Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 63 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 63

с. 322).

Родительская любовь - ватсалйа-рати

Сущностью ватсалйа-рати является чувство старшинства или покровителя по отношению к Кришне. В определенном смысле ватсалйа-рати можно противопоставить дасйа-рати: в дасйе преданный зависит от милости Кришны, а в ватсалйа-рати Кришна зависит от милости преданного. Действительно, находящиеся в ватсалйа-рати окружают Кришну своей ласковой, заботливой опекой. Мы обнаружим ватсалйа-рати в тех преданных, которые старше Кришны. Кришна получает удовольствие, почитая их и склоняясь перед ними.

Шрила Рупа Госвами приводит здесь два примера ватсалйа-рати (см. НП с. 322-323).

Супружеская любовь - мадхурйа-рати

Далее Шрила Рупа Госвами описывает прийата-рати, супружескую любовь. Он кратко касается ее отличительных черт: «Отношения между Господом и юными гопи проявляются по-разному: в переглядываниях, движениях бровей, нежных словах и ответных улыбках» (НП с. 323). Примером мадхурйа-рати служит цитата из Говинда-виласы.

Глава 33

Косвенные проявления экстатической любви

БРС 2.5.54-80 ` `.:

В предыдущей главе говорилось о мукхйа-рати (пяти непосредственных формах привязанности). В этой главе описываются гауна-рати (семь косвенных форм привязанности).

ГАУНА-РАТИ

Семь вторичных эмоциональных проявлений сами по себе не являются трансцен- дентными, поскольку, в своей основе, они не связаны с кришна-рати (трансцендентной привязанностью к Кришне). Действительно, в смехе, гневе, изумлении и т.д. нет ничего трансцендентного; эти эмоции становятся трансцендентными, будучи связанными с непосредственной привязанностью (мукхйа-рати).

Например, смех сам по себе не является выражением трансцендентной привязанности к Кришне, но когда кто-либо из пастушков шутит с Кришной, такой смех пропитан трансцендентным настроением дружбы. Другой пример, если гопи начинают шутить с Кришной, этот смех окрашен настроением супружеской любви. Следовательно, смех косвенным образом обретает статус рати, трансцендентной привязанности.

Итак, сам по себе смех (хасйа) - это всего лишь смех, но, соприкасаясь с сакхйа-рати, он превращается в "экстаз смеха" (хасйа-рати); мукхйа-рати передает эмоции гауна свое качество рати.

Поэтому такие эмоции, как смех, называются косвенной привязанностью (гауна-рати).

139

Пример

Джива Госвами приводит следующий пример. Иногда на концерте кто-то может сказать: "Сцена оглушает своим шумом!" В действительности, громкий звук производят музыканты на сцене, а не она сама. Однако, находясь в соприкосновении с музыкантами, сама сцена косвенно становится носителем громкого звука.

Аналогично, такие эмоции, как смех, будучи связаны с одной из 5 мукхйа-рати, пропитываются этой трансцендентной привязанностью к Кришне.

Различия между мукхйа-рати, гауна-рати и вйабхичари-бхавой

Мукхйа-рати Постоянные эмоции

Гауна-рати Временные эмоции, которые оставляют постоянные впечатления

Вйабхичари-бхава Временные эмоции

Пять видов непосредственной привязанности к Кришне (мукхйа-рати) вечны, а семь косвенных форм привязанности (гауна-рати) появляются и исчезают в различных ситуациях. И хотя они порой отсутствуют, вторичные привязанности оставляют в сердце устойчивые впечатления (самскары). Таким образом, гауна-рати в какой-то степени обладает качеством постоянства, поэтому ее относят к категории стхайи-бхав, в отличие от вйабхичари-бхавы, которая проявляется и исчезает без следа (самскар).

Семь типов гауна-рати

1. Хасйа-рати - смех

2. Висмайа-рати —изумление

3. Утсаха-рати - рыцарское воодушевление

4. Шока-рати - сетования

5. Кродха-рати -гнев

6. Бхайа-рати — страх

7. Джугупса-рати -отвращение

Перечислив эти 7 эмоций гауна, Шрила Рупа Госвами описывает их, приводя примеры из шастр (составляющие 33-ю главу «Нектара Преданности»). Из этих примеров видно, что гауна-рати становится трансцендентной,-соприкасаясь с мукхйа-рати.

В первом из них рассказывается о том, как подружки Шримати Радхарани смеялись в ответ на шутку Кришны. Их смех является следствием мадхурйа-рати. Таким образом, именно связь с мадхурйа-рати возвышает этот смех до хасйа-рати.

В другом примере мама Яшода говорит: "Кришна запутался в капюшонах змея Калии, а меня до сих пор не разорвало на мелкие кусочки!" (НП с. 325). Это сожаление возникает как следствие ее материнской любви. Итак, соприкосновение с ватсалйа-рати возвышает это сетование до шока-рати.

Свартха и прартха

Если мы поймем, как соотносятся друг с другом гауна-рати и мукхйа-рати, то нам нетрудно будет понять смысл терминов свартха (питающая саму себя) и прартха (дающая питание), введенных в предыдущей главе.

140

Когда мукхйа-рати - категории свартха, ее усиливают различные другие эмоции, а когда - прартха, она сама дает питание другим бхавам. В приведенных примерах мадхурйа- раса гопи относилась к категории прартха, подпитывая смех; ватсалйа-рати матери Яшоды также была прартха, питая сожаление.

Глава 34

Нектар преданности

БРС 2.5.81-132

В 34-й главе, последней в Южном океане, описываются некоторые дополнительные моменты, относящиеся к стхайи-бхаве.

Вибхава

Вибхава это то, что стимулирует и пробуждает стхайи-бхаву, заставляя преданного наслаждаться определенным видом экстатической любовной привязанности к Кришне. Шрила Прабхупада пишет: «Конкретный вид экстатических любовных переживаний, разви- вающихся в сердце преданного, называют вибхавой...» (НП с. 327).

Анубхава и т.д.

Когда вибхава стимулирует стхайи-бхаву, проявляются различные эффекты, называемые анубхава (танец, движения бровей и т.д.).

Саттвика-бхавы (плач, вставшие дыбом волосы и т.д.) - это также разновидность анубхавы, поскольку все они - следствие стимули-рования рати вибхавой. А вйабхичари- бхавы (страх, изумление и т.д.) помогают рати.

Стхайи-бхава необходима, чтобы испытать расу

Люди искусства - мирские поэты, драматурги - считают, что человек испытывает расу, когда он слушает стихи или смотрит спектакль. Но, по словам Шрилы Рулы Госвами, необходимым условием для того, чтобы кто-то мог ощутить настоящую трансцендентную расу, является привязанность к Кришне (кришна-рати, или стхайи-бхава) (см. НП с. 327).

Стхайи-бхава необходима, чтобы полностью понять расу

Трансцендентная привязанность к Кришне - это проявление хладини-шакти - внутренней энергии наслаждения Господа, непостижимой по своей природе. Следовательно, расу невозможно понять с помощью логики. Вот, что пишет об этом Шрила Прабхупада: "Тому, кто еще не избавился от

Навигация:

Страница 65
Страница 64
-- Страница 63 --
Страница 62
Страница 61