Верховной Личности Бога, Прахлада Махарадж падал на землю и обливался слезами, почти без чувств от заблуждения.
Другой пример: «Ученики одного великого преданного однажды говорили между собой: «Дорогие духовные братья, когда видение лотосных стоп Господа скрылось от взора нашего духовного учителя, он бросился в костер скорби, и от жара этого костра влага его жизни почти высохла. Давайте же вольем в его уши нектар святого имени, чтобы оживить лебедя его жизни» (НП с. 359-360). Эта потеря сознания или отсутствие признаков жизни - признаки вйабхичари-бхавы благоговейного стремления видеть подобные лотосу стопы Господа.
Вийога - разлука
Второй тип разлуки с Кришной, вийога, характеризуется как разлука с Господом, наступающая после общения с Ним. В качестве примера здесь упоминается Уддхава. Когда Кришна покинул Двараку, Уддхава оцепенел, почти не проявляя признаков сознания.
Далее Шрила Рула Госвами описывает десять вйабхичари-бхав вийоги.
Тапа - лихорадка
Слова Уддхавы, обращенные к Нараде, служат иллюстрацией таны (см. НП с. 360). -
Кришата - истощение (высыхание частей тела)
Несколько преданных, пришедших в Двараку повидать Кришну, но остановленных у ворот, молвили: «Дорогой Кришна, друг Пандавов, как лебедь любит нырять среди водяных лилий и умрет, если его отлучить от воды, так и мы хотим только одного - быть с Тобой. Члены наши иссохли и увяли оттого только, что у нас отняли Тебя» (НП с. 360).
Джагарана - бессоница
«Царю Бахулы, несмотря на все удобства, которые были у него во дворце, из-за разлуки с Кришной ночи стали казаться слишком длинными и мучительными» (НП с. 360).
Аламбана-шунйата - неспособность найти прибежище
«Царь Иудхиштхира сказал однажды: «Кришна, колесничий Арджуны, мой единственный родственник во всех трех мирах. Поэтому в разлуке с Ним, с Его лотосными стопами, я дни и ночи схожу с ума, не зная, куда себя деть и куда пойти, чтобы хоть немного успокоить свой ум» (НП с. 360).
Ум Иудхиштхиры не может найти прибежище из-за переживания острого чувства разлуки с Кришной. Поскольку его ум день и ночь был охвачен этими переживаниями, данная ссылка также может быть иллюстрацией бессонницы.
Адхрити - отсутствие силы духа
Рактака служит примером отсутствия силы духа или решимости выполнять свои обязанности. «Стоило ему увидеть обыкновенное павлинье перо, как он закрыл глаза и перестал следить за пасущимися коровами» (НП с. 361).
166
Джадата - вялость
Этот признак проявил Уддхава, когда Кришна выехал из Двараки в Хастинапур (см. НП с. 361).
Вйадхи и унмада - заболевание и безумство
Когда Кришна покинул Двараку, отправившись на поиски драгоценного камня Сйамантаки, у Уддхавы появились симптомы болезни (см. НП с. 361).
Мурччхита - потеря сознания
«Как-то раз Уддхава сказал Кришне: «О, глава рода Йаду, от мыслей о Тебе Твои слуги во Вриндаване не могут заснуть ночью. Сейчас они лежат на берегу Иамуны почти парализованные и кажется, что вот-вот умрут, так как еле дышат» (НП с. 361).
Мрити - смерть
Последний абзац 38-й главы иллюстрирует мрити (смерть). Преданные не позволяют себе умереть, ибо знают, что их последующее отсутствие в играх Кришны расстроит Его. Поэтому, мрити - не настоящая смерть, а состояние, когда проявляются внешние признаки, напоминающие смерть.
«Кришне однажды сказали: «Для жителей Вриндавана Ты дороже жизни. Поэтому, с тех пор, как Ты покинул Вриндаван, все, кто служил Твоим лотосным стопам, испытывают невыносимые страдания. Это все равно, как если бы озера, поросшие лотосами, пересохли от палящего зноя разлуки с Тобой» (НП с. 361).
Шрила Прабхупада объясняет, что в этом стихе жители Вриндавана сравниваются с озерами, в которых цветы лотоса - их души, лебеди - их прана, воздух жизни, а палящий зной - их разлука с Кришной. Жар разлуки с Кришной иссушил их души, и поэтому кажется, что лебеди их жизни вот-вот покинут озера их тел.
Разновидности встречи с Кришной
БРС 3.2.129-147
Шрила Рупа Госвами закончил описание благоговейного служения в разлуке (айога). Теперь, в 39-й главе, он рассказывает о служении в настроении благоговения и почтения при встрече (йога).
Служение в настроении благоговения и почтения, встреча с Кришной
«Встреча Кришны со Своими преданными на специальном языке называется йогой, то есть установлением связи с Кришной» (НП с. 363).
Выделяют три разновидности встречи с Кришной: (1) сиддхи - совершенство, (2) тушти - удовлетворение, (3) стхити - устойчивость. Шрила Прабхупада пишет: «Есть три вида встречи Кришны со Своими преданными. Они называются «совершенство», «удовлетворение» и «устойчивость» (НП с. 363).
БРС 3.2.128.
167
Сильное желание преданного увидеть Кришну впервые называется уткантхита. Сиддхи (совершенство) приходит, когда он, наконец, достигает этого.
В вийоге преданный страдает из-за отсутствия Кришны. Когда Господь возвращается, преданный обретает тушти (удовлетворение).
Когда общение с Кришной происходит постоянно, без помех, и ему не предшествует никакой вид разлуки, это называется стхити.
Сиддхи - совершенная встреча
«О, царь, как только колесничий Акрура увидел во Вриндаване Кришну с Его старшим братом Баларамой, он сошел с колесницы и в порыве любви к трансцендентному Господу припал к Его лотосным стопам, выражая свое почтение» (НП с. 363).
Это пример сиддхи, поскольку в этом эпизоде рассказывается, как Акрура впервые увидел Кришну.
Тушти - встреча в удовлетворении
«.. .когда Кришна возвратился в Свою столицу Двараку, ее жители встречали Его такими словами: «О, наш Господь, надолго уезжая в чужие края, Ты лишаешь нас возможности