без всяких условностей почтительного отношения. Такова характерная особенность пранайи.
Шрила Прабхупада объясняет: «Когда преданный очень хорошо сознает превосходство Кришны, но в своих дружеских отношениях с Ним не выказывает Ему никакого почтения, эта стадия называется любовной привязанностью» (НП с. 387).
Пример
«Можно привести яркий пример такой любовной привязанности. Когда полубоги во главе с Шивой возносили почтительные молитвы Кришне, описывая великолепие богатств Господа, Арджуна [мальчик-пастушок], стоявший рядом с Ним, положив руку Ему на плечо, смахивал пыль с Его павлиньего пера» (НП с. 387).
В данном эпизоде отчетливо проявлена отличительная черта пранайи - в ней безраздельно доминирует чистая любовь, лишенная всяких формальностей.
Сакхйа-рати на уровне премы
Описывая уровень премы (непоколебимая никакими обстоятельствами, никогда не ослабевающая любовь) в дружбе, Рупа Госвами упоминает Пандавов. Несмотря на все трудные обстоятельства, в которые они были помещены по воле Кришны, их дружеская привязанность к Нему ничуть не уменьшилась (см. НП с. 387).
Сакхйа-рати на уровне снехи
На стадии снехи сердце преданного тает, и он не может вынести даже мгновения разлуки. Следующий пример иллюстрирует первое из этих качеств: «Однажды на пастбище, почувствовав усталость, Кришна решил немного отдохнуть и прилег на землю. Тотчас Его окружили мальчики-пастушки и с большой любовью стали петь подходящие случаю песни, чтобы Кришна мог хорошо отдохнуть» (НП с. 388). Сакхйа-рати на уровне раги
На стадии раги общение с Кришной превращает страдания в счастье. Описание Арджуны, израненного тучами стрел во время сражения на Курукшетре, очень подходит в качестве примера раги. «В этот момент Арджуна, несмотря на ранившие его стрелы, ощутил прилив экстатической любви к Кришне, и стрелы, летевшие в него, казались ему дождем из цветов» (НП с. 388).
Второй пример сакхйа-расы на уровне раги: «Как-то мальчик-пастушок по имени Вришабха собирал в лесу цветы, чтобы сделать для Кришны гирлянду. Солнце достигло зенита и нещадно палило, но Вришабхе его лучи казались лунным сиянием». Шрила Прабхупада добавляет: «Так бывает с теми, кто занимается трансцендентным любовным служением Господу. Когда преданные сталкиваются с трудностями, даже такими, какие выпали на долю Пандавов, они смотрят на свои страдания как на замечательную возможность послужить Господу» (НП с. 388).
ВСТРЕЧА И РАЗЛУКА
Сакхйа-раса в разлуке (айога)
Уткантхита - жажда встречи
Нарада сказал Кришне: «Когда Арджуна изучал искусство стрельбы из лука, он в течение долгого времени был лишен возможности видеть Тебя. Но когда Ты прибыл туда, он бросил все свои дела и поспешил обнять Тебя» (НП с. 388).
186
Юный Арджуна страстно желал впервые увидеть Кришну. Поэтому этот случай - пример дружеской преданности в уткантхите. Вийога - разлука
Патри обратился к Кришне с такими словами: «О, мой Господь, Ты защитил мальчиков- пастушков от прожорливого демона Агхасуры и от яда змея Калийи. Ты также спас их от опустошительного лесного пожара. Я же страдаю от разлуки с Тобой, которая страшнее гнева Агхасуры, яда озера Калийи и пламени лесного пожара. Так почему же Ты не избавишь меня от этой муки?» (НП с. 389).
Десять эмоций вийоги
Шрила Рупа Госвами приводит примеры вйабхичари-бхав, соответствующих сакхйа- расе в вийоге.
Тапа - жар
«Другой друг однажды сказал: «О, враг Камсы, после того как Ты покинул нас, жар разлуки стал нестерпимым. И он жжет нас еще сильнее, когда мы сознаем, что в Бхандираване Тебя освежают прохладные волны реки по имени Бхану-танайа (Радхарани)». Имеется в виду, что когда Кришна уединялся с Радхарани, мальчики-пастушки во главе с Субалой мучались от разлуки с Ним, которая была для них невыносимой» (НП с. 389).
Кришана - дрожь
«О, Кришна, убийца Агхасуры. Когда Ты уехал из Вриндавана в Матхуру, чтобы убить царя Камсу, все мальчики-пастушки лишились своих бхут (первоэлементы: земля, вода, огонь, пространство), а пятый бхута, воздух, стремительно вырывается из их ноздрей» (НП с. 389).
Джагарйа - бессонница
«Один из Твоих друзей так сильно переживал разлуку с Тобой, что в Его лотосных глазах все время стояли слезы, и черные шмели сна, отчаявшись проникнуть в них, улетели» (НП с. 389).
Шмели собирают мед с цветков лотоса, но если цветы наполнены водой, пчелы не могут достать его. Подобные лотосам глаза друзей Кришны были полны слез, и шмели сна не могли выполнить свое дело. Мальчики так и не могли заснуть, плача от разлуки с Кришной, их дорогим другом.
Аламбана-шунйата - беспомощность, неспособность найти прибежище
«Оттого, что Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, Его любимые друзья-пастушки ощущали в голове такую легкость, какая только возможна. Они были как пушинки, легче воздуха, и носились по воздуху, не находя себе пристанища» (НП с. 390).
Адхрити - упадническое настроение
«Тоскуя в разлуке с Ним, эти мальчики перестали выгонять коров и телят на пастбища и старались забыть те мелодичные песни, которые пели там. Под конец, от разлуки с Кришной им даже расхотелось жить» (НП с. 390).
В отсутствие Кришны мальчикам не хотелось больше ни пасти коров, ни петь песни, которые они пели раньше, ни даже жить.
Джадата - вялость
Когда Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, все пастушки стали вялыми и стояли неподвижно, как «высохшие деревья на вершинах холмов» (НП с. 390).
187
Вйадхи - болезнь
«Временами они чувствовали себя больными от разлуки с Кришной и в глубокой печали бесцельно