напомнила о себе. У одной преданной случилось несчастье, и она попросила у меня поддержки: ее трехлетняя дочь недавно утонула в реке недалеко от дома. Эта маленькая девочка очаровывала всех своим пением. И хотя у нее был дефект речи, и она не могла правильно говорить, она превосходно пела Харе Кришна и мгновенно запоминала сложные мелодии.
Другая преданная разбила мне сердце, рассказав, что ее семнадцатилетнюю дочь, Вишакху даси, похитили на улице в Москве, и с тех пор ее никто не видел. В милиции подозревают, что это дело рук преступной группировки, которая похищает и продаёт девушек в сексуальное рабство по всему миру. Я видел, как росла Вишакха в Московской гурукуле, и не мог бы представить себе более приятную и искреннюю преданную. Я утешил ее мать, но сам был потрясен.
Я, также, поговорил с преданным, которому было уже за сорок. Он попал в автомобильную аварию и был сильно покалечен.
- Мое сердце осталось со всеми этими преданными, - сказал я Уттама-шлоке, когда наш самолет взлетел и направился в Баку, в Азейбарджан.
- Понимаю, Гуру Махараджа, - ответил он. – Это одна из причин, по которой русские преданные так ценят, что Вы и Ваши духовные братья приезжаете в Россию, невзирая на множество неудобств, с которыми приходится мириться.
- Мне хотелось бы сделать для них больше, - сказал я.
- Вы и так уже много делаете, давая им трансцендентное знание, - ответил Уттама-шлока.
- Но это не поможет Вишакхе, - сказал я. – Меня до сих пор трясет от этой истории. Это одна из самых ужасных судеб преданного, о которых я только слышал.
- Я вижу, какое впечатление это произвело на Вас, - заметил Уттама-шлока.
- Дело не только в этом, - сказал я, - я устал. Мы в дороге уже семь недель. До этого я проповедовал в Южной Африке и Соединенных Штатах. У меня уже давно не было настоящего отдыха. Мне хотелось бы отправиться на какое-то время во Вриндаван, чтобы просто почитать мантру и книги. Может быть, мы могли бы продолжить этот тур позже.
- Пожалуйста, простите меня, Гуру Махараджа, - сказал он, - но множество преданных пребывают в ожидании в тех городах, которые мы планировали посетить, и уже подготовлено много программ. Мы не можем отменить их сейчас.
Я на мгновение задумался.
- Ты прав, - согласился я. – Надо продолжать.
- Если это хоть немного утешит Вас, - добавил Уттама-шлока, - считается, что в окрестностях нынешнего Баку у великого святого и праджапати Кашьяпы Муни был ашрам на берегу Каспийского моря. Вчера я нашел высказывание Шрилы Прабхупады об этом и ждал случая поделиться с Вами.
Он протянул мне свой компьютер, и я прочитал:
«Кашьяпа Муни жил на берегу Каспийского моря. Название моря (Каспийское) произошло от Кашьяпа. Так же как бывшая столица Афганистана, которая называлась Гандхар, сейчас называется Кандагар».
[Лекция, Лос Анджелес, 7 Мая 1973]
- Гуру Махараджа, - мягко сказал Уттама-шлока, - пока мы будем в Баку, вы можете поплавать в море и расслабиться. Для духовного вдохновения мы можем посетить в пустыне старый Ведический храм, Храм Огня. Вы писали о нем в своем дневнике много лет назад, после того как побывали там. Преданные из Баку рассказывали мне, что в древности он был местом паломничества. Паломники из Индии преодолевали три тысячи километров, чтобы увидеть его.
- Хорошо, - ответил я, - я отдохну, и мы совершим паломничество в храм. Я хочу помолиться там за Вишакху.
Когда мы прибыли в аэропорт Баку, мне пришлось 2 часа ждать получения визы, потому что чиновник, их выдавший, был на обеде. Когда он вернулся, я подал ему паспорт и заявление на визу.
- А Ваши фотографии в двух экземплярах? – спросил он.
- Фотографии? – переспросил я. – Какие фотографии? На вашем веб-сайте ничего не сказано о том, что нужны фотографии.
- Нет фото – нет визы, - твердо произнес он.
- Но у меня нет с собой фотографий, - настаивал я. – Неужели ничего нельзя сделать?
На его лице появилась легкая улыбка.
- Конечно можно, - ответил он. – У нас в стране всегда можно найти выход.
Могу поклясться, я видел долларовые знаки в его глазах, когда протянул ему свое «пожертвование».
- Видите? – сказал он. – Проблема решена.
Затем мы с Уттама-шлокой встали в очередь, чтобы получить в паспорта штамп о пересечении границы. За стойкой иммиграционного контроля сидела женщина в черном платке. Она посмотрела на меня и улыбнулась.
- Вы из Храма Огня, сэр? – поинтересовалась она.
Я не ожидал такого поворота событий, и мне пришлось на секунду задуматься.
- Почему… э-э-э… да, мэм, - сказал я. – В некотором роде. Это часть нашей традиции, и я приехал сюда в паломничество.
- Очень хорошо, - ответила она и поставила печать.
Я стоял и ждал Уттама-шлоку, которого проверяли в другом окне, и слушал его разговор с чиновником из иммиграционной службы.
- Из какой Вы организации? – спросил чиновник, изучая его паспорт.
- Движение Харе Кришна, - ответил Уттама-шлока.
Мужчина посмотрел на него и улыбнулся.
- О, - сказал он. – А книги у