местах. Я с трудом сдерживался, поэтому первые десять минут пел, закрыв глаза. Когда я открыл их, то к своему удивлению увидел, что многие родители встали со скамеек и танцуют со своими детьми. Такого еще никогда не было. Потом, посмотрев на толпу, я неожиданно понял, что именно здесь мы проводили первый фестиваль под открытым небом шестнадцать лет назад.
Летом 1993 года мы провели харинаму на пляже Колобджега, приглашая всех на свою программу в зале. Но когда мы вышли с пляжа в пешеходную зону, то остановились в месте, где мы сейчас пели, и там собралась толпа в четыреста человек. Без подготовки мы показали спектакль Рамаяна, танец бхарат-натьям, раздали сладости, а я дал лекцию. Толпа требовала продолжения, и мы проводили киртан до темноты. Когда мы вернулись на базу, то решили начать проводить такие программы. На следующем фестивале в городском парке неподалеку мы собрали три тысячи зрителей.
Вспомнив место, где зародились наши фестивали, я подумал, как сильно они изменились. Я даже не мог представить, насколько все это разовьется. Одно, тем не менее, осталось прежним – люди. С самого начала они проявляли живой интерес, и все двадцать лет они приходили толпами. Без них наши фестивали не имели бы смысла. Завершая киртан, я мысленно принес поклоны своему духовному учителю, предыдущим ачарьям, святому имени и преданным тура. И каждой душе, которая приходила на наши фестивали.
Когда киртан закончился, никто не двинулся с места и не сказал ни слова. Наш фестиваль – наша жизнь и душа – закончился. У всех у нас была одна причиняющая боль мысль: нам придется ждать целый год того момента, когда мы вновь увидим побережье Балтийского моря, над которым раздаются святые имена.
Когда мы молча шли к своим автобусам, я понял: «Что-то подобное произошло в мире, когда Господь Чайтанья ушел, и пение святых имен затихло. Это благословение – испытать подобные эмоции. Такие переживания ведут нас, незрелых преданных, в правильном направлении».
абхивьякто ятра друта канакагауро харирабхун
махимна тасьяива пранаярасамагнам джагадабхут
абхудуччаируччаистумулахари санкиртана видхих
са калах ким бхуйо `пьяхаха париварттета мадхурах
«Когда Гаура Хари, сиящий как расплавленное золото, явил Себя этому миру, вся вселенная, вдохновленная Им, погрузилась в нектар любви к Шри Кришне. Тогда главным ритуалом стал самый возвышенный метод – громкое воспевание святого имени Господа. Увы! Настанут ли когда-нибудь эти чудесные дни?»
[Прабходхананда Сарасвати, Шри Чайтанья Чандрамрита, текст 139]
Том 10, Глава 15
24 августа – 1 сентября 2009
Йог
На следующий день после нашего последнего фестиваля в Польше, я сел на самолет до Индии и на следующее утро уже был в Дели. Я спускался по лестнице, направляясь к Таможне и Службе Иммиграционного Контроля, как вдруг мои колени подогнулись, и я начал падать. Крупный мужчина сзади подхватил меня в последний момент.
- С вами все в порядке, приятель? – спросил он, помогая мне преодолеть последние ступеньки.
- Спасибо, - ответил я. - Все в порядке. Скорее всего, это из-за долгого полета.
Это было не так. Я знал, что это два с половиной месяца тура фестивалей в Польше брали свое. Я закончил последнюю харинаму раньше, чем обычно, и сказал всем возвращаться на фестивальную площадку. Впервые за 38 лет я был не в состоянии сделать хотя бы еще один шаг. И именно тогда я решил не ехать в Россию, как планировал раньше, а отправиться во Вриндаван и там поправить свое здоровье, а также читать и повторять мантру.
Я продолжил свой путь к Службе Иммиграции и Таможне.
- Такова жизнь, - думал я, приходя в себя. – Я старею.
Шрила Прабхупада так говорил о старости во время прогулки с учениками по пляжу в Джаганнатха Пури:
- Здесь я прыгал, - он рассмеялся. – Я приезжал сюда в 1920 или 1921… Я приехал после того, как сдал экзамены. Я был очень рад и поэтому прыгал. Прошло 57 лет… Теперь я хожу с палочкой… Тело изменилось.
[Шрила Прабхупада-лиламрита, Том 6, Глава 7]
В аэропорту меня встретил мой ученик Нароттама Дас Тхакура дас.
- Еще рано, - сказал я ему, - но мне не хочется сидеть в машине еще четыре часа по пути во Вриндаван. Я бы лучше погулял по парку в Дели и почитал джапу. Кроме того, мне нужно кое-что купить, прежде чем мы поедем.
Через час мы гуляли по живописному парку. Уже целую неделю шел дождь, поэтому все было свежим и зеленым. Повсюду летали экзотические птицы, а в прудах цвели желтые и розовые лотосы. Кто-то прогуливался, кто-то совершал пробежку, а некоторые выполняли групповые упражнения.
- На Западе этот парк назвали бы Ботаническим Садом, - сказал я Нароттаму, - и на его содержание уходили бы сотни тысяч долларов. А здесь это просто частичка природной красоты Индии.
Через некоторое время мы подошли к небольшой рощице. Я взглянул на нее мельком, а потом пригляделся.
- Нароттама, кто-то занимается медитацией в той рощице? – спросил я.
Нароттама прищурился.
- Похоже на то, Шрила Гурудева, - ответил он.
- Классическая картина, - сказал я, доставая фотоаппарат, - старые деревья, озеро с лотосами…
Когда я навел резкость и скомпоновал кадр, я увидел, что это