Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Индрадьумна Свами - Дневник странствующего проповедника (том 5) - Страница 23

попалась на глаза древняя мечеть, расположенная в центре города. Во время моего прошлого приезда сюда семь лет назад солдаты-мусульмане напали на нашу группу Харинамы, проходившую мимо неё. Жители Сараево были шокированы такой провокацией по отношению к иностранцам, когда продолжительная война на Балканах всего несколько месяцев как утихла. И они приходили тысячами на наш фестиваль, состоявшийся на следующий день, чтобы выразить свою симпатию.

Пока преданные везли меня на квартиру, мой ум наполнился яркими воспоминаниями о том, как ужасно выглядел город семь лет назад, когда почти все здания были разрушены войной. Поэтому я был удивлён, увидев, что все они были восстановлены за исключением одного.

"Международные фонды выделили деньги, и город восстановили достаточно быстро", - сказал Дамодара Према, - "но никто не хочет спонсировать реконструкцию штаб-квартиры правившей ранее партии коммунистов, поэтому она остаётся лежать в руинах".

"Похоже, что сейчас здесь всё в порядке", - сказал я, пока мы проезжали по городу.

"Только на первый взгляд", - сказал Дамодара Према. - "До сих пор тысячи солдат-миротворцев находятся здесь. Если они уйдут, немедленно вспыхнет гражданская война. Напряжённость между мусульманами, сербами и хорватами в этих местах уходит вглубь столетий".

"Помните мечеть, около которой Вы воспевали в свой прошлый приезд?" - продолжал он. - "Вон она".

Я не смог взглянуть туда. Я всё ещё вижу эту мечеть во сне. Нелегко забыть разгневанных людей, нападавших на преданных с ножами и безжалостно избивавших их, упавших на землю.

"Махараджа", - сказал другой преданный, - "некоторые преданные спрашивают, будет ли у нас Харинама, пока Вы здесь? Мы не проводили их с того дня, как на Вас напали в 1996-м."

Я не знал, что ответить.

Дамодара Према заметил мои сомнения. "Нет закона, запрещающего это, Махараджа", - сказал он, - "но мнения преданных разделились. Некоторые говорят, что сейчас подходящее время, чтобы вновь начать воспевать на улицах, Других же тревожит, что семьдесят процентов жителей Сараево - мусульмане".

"А ты что думаешь?" - спросил я.

"Я не уверен", - ответил он. - " Среди разных религий, присутствующих здесь, есть негласная договорённость, что никто из них не будет нагнетать ситуацию открытой проповедью. С другой стороны, Харинама ведь предназначена для распространения нашей веры, не так ли, Махараджа?"

"Да", - ответил я, - "но, может быть, лучше подождать более подходящего времени. Есть пословица: глупцы бросаются туда, куда ангелы боятся даже ступить".

Я погрузился в размышления. "Дал ли я правильную оценку ситуации?" – думал я. - "Или же во мне говорил мой собственный страх?"

Со времени моего последнего приезда община преданных значительно увеличилась. Появилось около сотни новых людей, но храма у них всё ещё не было. Несмотря на миллионы долларов, потраченные на восстановление Сараево, безработица всё ещё велика, и преданным нелегко устроиться на работу. Они регулярно встречаются на разных квартирах, но им не хватает духа единства, поскольку нет постоянного центра, где можно было бы собираться.

Я, также, открыл для себя, что их трудности заключались не только в том, чтобы найти работу или получить храм, но и в том, чтобы забыть о войне. Это была особенно жестокая война, во время которой город Сараево несколько лет находился в осаде. Сербская армия окружила город и безжалостно простреливала каждый день все улицы подряд, не делая никаких различий. Люди месяцами не выходили из своих домов, боясь выбраться даже на поиски свежих продуктов и воды.

Позже один преданный пришёл ко мне на личный даршан. "Как твоя духовная жизнь?" - спросил я.

"Махараджа", - сказал он, - "Я не могу подняться рано утром. Я просыпаюсь и просто засыпаю опять".

"Это не очень хорошо", - ответил я строгим голосом. - "Тебе следует вставать до восхода солнца, чтобы повторять свои круги".

Он смотрел в пол. "Это из-за войны, Махараджа", сказал он. - "Я всё ещё травмирован всем случившимся. Это было ужасно".

"O", - сказал я, смягчая голос, - "Очень печально слышать об этом. Нужно просто потерпеть. Рано или поздно станет лучше".

"Но станет ли?" - подумал я. - "Я не могу даже взглянуть на улицу, на которой напали на нашу Харинаму, а этот бедный парень прошёл через четыре года войны. Лучше я предложу какой-нибудь практический духовный совет".

"В действительности", - сказал я, - "святые имена являются единственным настоящим средством против всех наших страхов материального существования".

И я процитировал:

апаннах самсртим гхорам

йан-нама вивасо грнан

татах садйо вимучйета

вад бибхети свайам хайам

"Живые существа, запутавшиеся в хитросплетениях рождения и смерти, могут быть немедленно освобождены, даже неосознанно повторив святое имя Кришны, которого боится сам страх". (Шримад Бхагаватам 1.1.14)

Он смотрел на меня, надеясь услышать что-то ещё, но я остановился на этом. Я знал, что если хочу, чтобы моя проповедь была эффективной, я тоже должен углублять свою веру в святые имена, и глубокая вера приходит за годы внимательного воспевания и служения.

Одна молодая преданная пришла увидеться со мной. "Я хочу просто забыть об этой войне и жить

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21