то с ними дело обстоит иначе: в материальном мире
298 299
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
им приходится выбиваться из сил, осуществляя свои Господь—Он создает материальную энергию, майу,
желания. Они хотят быть пурушами—наслаждаться, но не подвластен ей. Господь всегда трансцендентен
творить и поддерживать, но очень быстро обна- к гунам материальной природы, но живые существа,
руживают, что материальная природа не торопится в отличие от Господа, подвержены их влиянию,—
им повиноваться, и чтобы обойти ее суровые законы такова разница между ними. Когда майа, иллюзия,
нужно трудиться не покладая рук. Это коренное покрывает их, они забывают Кришну:
отличие между Кришной и живым существом
называется майадхиша:
нахам пракашах сарвасйа
йога-майа-самавритах
‘майадхиша’ ‘майа-ваша’—ишваре-дживе бхеда мудхо ’йам набхиджанати
локо мам аджам авйайам
«Господь повелевает энергиями, а живое существо
служит им. В этом разница между живым существом «Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От
и Господом» (Ч.-ч., Мадхья 6.162). них Меня скрывает Моя внутренняя энергия, и потому
они не знают, что Я—нерожденный и неисчер-
паемый» (ё.-г., 7.25). Бога-майа, внутренняя энергия
йе чаива саттвика бхава
Господа, тоже заставляет живые существа забыть о
раджасас тамасаш ча йе
том, что Кришна ёог,—чтобы они могли служить
матта эвети тан виддхи
Кришне так, как Ему нравится больше всего. В
на тв ахам тешу те майи