с Кришной, нужно только направить на объекты, усиливающие любовь к Кришне, углу-
Кришну свою любовь, служить Ему и стараться бляющие ее, термином уддипана. Уддипаной могут
доставить Ему удовольствие. быть флейта Кришны, отпечатки Его стоп, Сам
Существуют самые разные чувства, которые Кришна.
усиливают любовь преданного к Кришне. Прабхупада Когда мать видит ребенка, это усиливает ее
объясняет, что душа всегда испытывает желания, любовь к нему и побуждает ее проявить эту любовь—
стремления, гнев и любовь, потому что чувства например, обнять его. Когда она обнимает его, ее
неуничтожимы. Необходимо только перенаправить их любовь снова усиливается. То же самое происходит в
на Кришну. отношениях с Кришной. Преданный любит Кришну,
Гнев в материальном мире возникает, когда мы эта любовь всегда в его сердце, но уддипаны уси-
разочаровываемся в объектах привязанности. ливают ее и побуждают преданного ее проявить.
В «Шримад-ёхагаватам» говорится, что Кришна Когда он проявляет свою любовь, она еще больше
всегда находится в сердце преданных, и поэтому они усиливается. Рупа Госвами называет такие про-
всегда говорят о Нем. Их привязанность естественна явления любви (когда преданный поет, танцует или
и проявляется сама собой, точно так же, как сама собой катается по земле) термином анубхава.
проявляется в материальном мире любовь юноши к Материальные привязанности и чувства—
девушке. И точно так же эта привязанность усили- искаженные отражения естественных чувств души к
вается, когда на глаза попадается объект чувств. Кришне. Поэтому Шрила Прабхупада пишет, что мы
Привязанность между юношей и девушкой в мате- должны направить свою привязанность на правиль-
риальном мире возникает сама собой, спонтанно, и ный объект. «Это понятно,—скажете вы.—но как это
является искаженным отображением спонтанной сделать? Звучит, конечно, просто и логично, но на деле
любви живого существа к Кришне. Любовь пре- это не так легко». Действительно, пытаясь направить
374 375
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
привязанность на правильный объект, Кришну, мы пробудить привязанность к Кришне. Когда она
обнаруживаем, что ум спонтанно уводит нас в сторону просыпается, мы понимаем, как удивителен Кришна,
от этого правильного объекта. В «Шримад-ёхага- и утрачиваем влечение к материальному миру. Иначе
ватам» Хираньякашипу говорит Прахладе Махараджу: нам будет очень трудно отказаться от так называемого
«Твой ум как закрученный собачий хвост—как ни спонтанного влечения к иллюзорной энергии. Мы на-
старайся его выпрямить, он все равно сворачивается. зываем Господа Чайтанью очень милостивым, потому
Я пытаюсь отвлечь твой ум от Кришны, но все что Он явил нам привлекательность Кришны—без
тщетно—он безошибочно устремляется назад к Нему». всяких условий и