есть в некоторых храмах
каждый вечер класс Бхагавад-гиты, в большинстве храмов. Но это должно быть определено, так
как иногда бывает так, что самое лучшее время для распространения книг - это вечер. Или
иногда кто-то путешествует и не может вернуться на вечернее арати. Но те, кто служит в храме,
они должны насколько возможно принимать участие в нем и петь киртан. Это необходимо
сделать! Если все уши, и никого нет, то просто, надо включить кассету. Бывает так, что нет
преданных, но это должно приниматься как исключение, а не как правило.
Вопрос: Обычно Гаура-арати в храмах ИСККОН в 7.00. Может быть можно в 6.00, в
6.30?
Ответ: Да, это возможно. Но, если вы установите стандарт, то это стандарт. Это уже
будет стандарт! Это значит, что арати будет каждый день в 6 часов. А не так, что один день в
6.00, другой в 7.00, а на следующий день в 6.20. То есть вы должны установить это. Иногда по
воскресеньям изменяется вечернее арати, но для проповеди. Допустим, каждый вечер арати
проводится в 7.00, но из-за воскресного пира переносят на час и проводят в 6.00. Но, это
обозначает, что пуджарий уже готов проводить арати в 6.00. Занавес открывается после арати
он остается открытым во время воскресной лекции. Это возможно, если это необходимо. Но
обычно, это не так уж нужно.
Вопрос: Установить оптимальное время, когда Божества отдыхают, они открыты,
должны быть всегда? Просто иногда в алтарной выполняют какую-нибудь работу. Так Божества
должны быть все время открыты или закрыты?
Ответ: Ничего страшного, если можете совершать служение перед Божествами.
Божествам нравится, когда Они видят, что преданные занимаются служением. Но, естественно,
зависит какое служение, то есть если это будет что-то такое, что не может причинить
беспокойство Божествам. Если делать гирлянды, книги обертывать или еще что-то. Мы должны
быть уверенны, что если занавес открыт, то нет никаких гостей в храмовой комнате без
преданных, то есть, когда гости в одиночестве. Иногда случаются очень страшные вещи. Вы
даже не знаете, что может произойти. Поэтому у Божеств есть охранники. Конечно, это
случается очень редко, потому что преданные осознают эти вещи. Иногда бывают такие
личности, которые не хотят, чтобы Богу поклонялись. Они думают: <Почему бы мне ни встать
на алтарь> и они идут к алтарю.
Вопрос: Если такие личности появляются или какие-нибудь сумасшедшие, значит ли
это, что плохо служит храм, если есть возможность им зайти. Значит ли это, что кто-то плохо
служит в храме?
Ответ: Это не обязательно так. Приходят разные люди. Мы должны быть готовы как-то
поднять их. Но, если какие-то люди приходят, это не значит, что мы во всем виноваты.
Вопрос: Если обсуждаются темы, непосредственно не связанные с философией,
обязательно ли закрывать алтарь в этом случае?
Ответ: Самое главное - это принимать прасад и не говорить о чем-то таком, не
связанно со служением Божествам. То есть в храме происходит разная деятельность и когда
прасадам - алтарь должен быть закрыт. Но это не значит, что мы все время должны открывать,
закрывать. Поэтому, либо держите алтарь открытым и держите правильный стандарт на это
время, когда алтарь открыт, либо его закройте и держите правильный стандарт на это время,
когда алтарь открыт, либо его закройте. Нужно все это установить, не так, чтобы все время
открывать, закрывать.
Алтарь открыт для даршана. В большинстве храмов люди заходят и спрашивают: <Во
сколько даршан?> Потому что многие приходят для того, чтобы принять именно этот даршан.
Здесь может это не так, но в индийском обществе понимают, что такое даршан. Они хотят знать,
во сколько открыт алтарь. Они приходят и приносят какое-то подношение: фрукты, овощи и
молятся Божествам. Поэтому мы открываем алтарь. Это называется время даршана. И кто-то
звонит и спрашивает: <Во сколько даршан?> Вы говорите: <С 9.00 до 11.00 и с 4.00 до 6
вечера>. Даете ему расписание арати, и люди приходят, чтобы принять даршан Божеств. У вас
должно быть определенное время для даршана. Все должны знать, что в это время я могу
придти, получить даршан Божеств и предложить Им что-нибудь. <Если я приду, я не найду, что
алтарь будет закрыт>. Люди, которые не живут в храме, хотят придти и увидеть Божества. Для
этого и существует храм. Кроме тех, кто живет в храме, есть много других, которые
поклоняются Божествам, молятся. Поэтому, у вас должно быть строгое время для даршана. Но
обычно, люди приходят на программы во время арати, класса Шримад-Бхагаватам или
Бхагавад-гиты.
Вопрос: У тех людей, которые будут заняты по уходу за Божествами, может ли быть
изменен распорядок дня?
Ответ: Да, им даже надо будет это сделать, потому что мы строим свою жизнь вокруг
распорядка дня Божеств. Когда мы установили этот распорядок для Божеств, мы все делаем так.
Вопрос:
Ответ: Ну, это мы еще обсудим. Мы с Майтреей прабху установим какой-то стандарт.
Вы его распечатаете и повесите на видном месте, чтобы каждый знал: в это время арати,