местам ты привязан в Индии?
- Маяпур и Вриндаван. Я знаю, что для духовной жизни Маяпур безопаснее, но меня все равно больше привлекает Вриндаван…Особенно храм Радха Мадана Мохана…
- О, самадхи Санатаны Госвами. Да, там спокойно и это место идеально для бхаджаны. Много лет подряд я приходил туда в 8 утра и уходил в 9 вечера, повторяя целыми днями лакхи и лакхи святых имен, и никто, никто не беспокоил меня. Это идеальное место для джапы и молитвы.
- Сколько тебе сейчас лет?
- Мне уже 35
- Ты еще многое можешь успеть. Проповедуй.
Мы подъехали к дому и разговор на этом закончился. Махарадж поднялся к себе, а я пошел быстро записывать все, что услышал, чтобы не забыть. В промежутках между записями я осознал, что получил исчерпывающий ответ на вопрос, возмутивший мой ум перед этой незабываемой прогулкой.
Сейчас мне остается лишь молиться о том, чтобы семена слов Махараджа не упали на какие-нибудь камни моих анартх или не оказались задушенными колючими кустарниками моих материальных желаний. Я горячо надеюсь на то, что по его милости смогу когда-нибудь обрести необходимое желание, решимость и усердие для совершения правильной садханы.
«Необходимо искать возможности узреть Кришну. Это должно стать нашим первым и единственным устремлением. Наша душа не сможет по-настоящему восторжествовать, пока мы не увидим Божественного лицом к лицу. Шри Кришна показывает себя только тем, кто предпочитает служение Ему всем остальным видам деятельности». (Шрила Бхактиссидханта Сарасвати)
О САДХАНЕ, САДХЙЕ И РАСЕ.
21 октября, 2012
> Наконец-то мне выпала свободная минута (очень редкая для меня в последнее время), и
>я могу сделать еще одну попытку получить ответ на вопрос, который я задавала летом,
>возникший в результате прочтения Вашего письма на форум, где Вы писали о своих
>впечатлениях от общения с Партха Саратхи Махараджем. Ниже я привожу отрывок из
>Вашего письма, а затем мой вопрос.
Пожалуйста, простите за поздний ответ. Лучше поздно, чем никогда…
> — То, на что ты медитируешь сейчас, будучи садхакой, в точности проявится на уровне >садхйи. Усилия, примененные сейчас, дадут адекватные результаты на уровне >совершенства. Поэтому твоя садхана сейчас должна быть правильной.
Да, слова Партха Саратхи Махараджа полностью соответствуют наставлению Шрилы Нароттамы Даса Тхакура, которые он приводит в Према БхактиЧандрике:
«То, о чем я размышляю во время духовной практики, я получу, когда обрету духовное тело. Таков путь преданного служения. Сокровище, которого я страстно желаю во время моей садханы, я получу в моем сиддха-теле. Это просто вопрос зрелости. (Према-бхакти-чандрика, песня 5, стих 8).
> — Что значит правильная садхана?
Для того чтобы ответить на вопрос относительно того, что такое «правильная» садхана, нужно в начале разобраться с определением самого слова «садхана».
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в «Джайва Дхарме», что каждое усилие обладает целью и средством его достижения. Результат, к которому человек стремится, называется — садхйя, и практика, которую человек принимает для достижения этой садхйи, называется садханой.
Каждое действие человека является звеном в цепи садханы и садхйи, или причины и эффекта. Раздел кармы этой цепи причин и следствий состоит из многих звеньев. Когда человек продвигается дальше этого уровня, он встречается с другими звеньями в этой цепи известными как гьяна. В конце концов, раздел бхакти начинается там, где заканчивается раздел гьяны. Когда человек проходит все эти звенья садхйи и садхан, он достигает последнего звена, известного как бхакти. Бхакти поэтому является высшей садхйей, потому что это вечное состояние совершенства для дживы.
В Бхакти-расамрита-синдху 1.2.2, Шрила Рупа Госвами определяет нашу бхакти-садхйу, как обретение уровня бхавы и достижение ступени бхава-бхакти:
крити-садхья бхавет садхья-бхава са садханабхидха
нитья сиддхасья бхавасья пракатйам хриди садхйата
«Садхана бхакти или регулярное выполнение преданного служения, является практикой совершаемой чувствами, с помощью которой достигается бхава (трансцендентное любовное служение Кришне). Бхава вечно существует в сердце каждой дживы, и пробуждается могуществом садхана бхакти».
Уровень бхава-бхакти характеризуется следующими качествами:
«Кшантир (самообладание, спокойствие), Авьяртха-калатва (нежелание терять понапрасну время), Виракти (непривязанность к мирским удовольствиям), Мана-шуньята (отсутствие гордыни), Аша-бандха (убеждённость в том, что Кришна обязательно дарует Свою милость), самуткантха (страстное желание достичь конечную цель). Нама-гане-сада-ручи (постоянный вкус к повторению святого имени), Тад-гуна-акхьяне асакти (страстное желание слушать о качествах Кришны), и тад-васати-стхале прити (любовь к святым местам, связанным с играми Кришны) — таковы девять признаков любви к Богу, или бхавы». (Бхакти расамрита синдху 1.3.25-26 )
Итак, «крити-садхья бхавет садхья-бхава» – процесс садхана-бхакти, это метод полного вовлечения чувств и ума в достижении садхья-бхавы — поставленной перед собой цели практики. Обратите внимание на важную деталь относительно того, что помимо чувств, необходимо вовлечь свой ум. Об этом мы поговорим немного позже.
Шрила Прабхупада пишет в Нектаре Преданности:
«Садхану-бхакти упоминает Нарада Муни в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» (1.32). В этом стихе он говорит царю Йудхиштхире:
«Дорогой царь, человек должен, во что бы то ни стало, сосредоточить свой ум на Кришне». Это называется сознанием Кришны. И долг Ачарьи, духовного учителя — определить методы, с помощью которых его ученик сможет сосредоточить свой ум на Кришне. С этого начинается садхана-бхакти».
Методы садханы-бхакти предписанные Шрилой Прабхупадой своим ученикам, хорошо известны. Для примера приведем некоторые из них:
* Без оскорбительное воспевание шестнадцати кругов Харе Кришна Маха-мантры,
* глубокое изучение священных писаний,