науки.
Любое религиозное описание, противоречащее общепринятым научным фактам может
быть истолковано как символическое изображение того Единого, что лежит за
пределами ограниченных представлений ученых. Вивекананда также указал на то
, что естественная простота концепции Брахмана вполне сопоставима с той
простотой, которую ученые пытаются достичь в формулировке многообещающей Те-
ории Единого Поля.
Однако, есть ли место в философии монизма для любви к Богу и вообще люб-
ви как таковой? Если высшая реальность ю это недифференцированное единство и
индивидуальное существование иллюзорно, то тогда любовь также не более чем
иллюзия. Любовь может существовать только между двумя объектами. И не просто
объектами, а двумя индивидами.
Если допускать, что такие отношения присутствуют в духовной сфере, то
невозможно отрицать существования по крайней мере двух вечных духовных лич-
ностей. Традиционная философия Индуизма признает факт существования двух ка-
тегорий вечных индивидуумов: (1) дживы, т.е. души обитающие в материальных
телах и (2) изначальная Верховная Личность Бога и Его с Его бесконечными ду-
ховными экспансиями. По словам Вивекананды, последователи Индуизма верят в
то, что Верховное Существо воплотилось на земле в образе Кришны, который по-
ведал о принципах взаимоотношений любви и преданности между Ним Самим и ду-
шамидживами.
Отметив это, Вивекананда к большому сожалению тут же отверг и Кришну и
индивидуальную душу как продукт иллюзии. В соответствии с его монистическим
подходом к религии, к понятию "Абсолют" неприложимы такие "приземленные"
обозначения как "обладающий личным бытием", юнаделенный знаниемю и юиспол-
ненный блаженства". То же самое справедливо и по отношению к могуществу и
милосердию Господа. Поэтому, если истина заключена в абсолютном единстве, то
все виды личных взаимоотношений, такие как преклонение, дружба, родительская
или супружеская любовь - должны быть отвергнуты как иллюзорные.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРЕДЛАГАЕМЫЙ БХАКТИВИНОДОМ ТХАКУРОМ
Было бы естественным задаться вопросом о существовании каких-либо аль-
тернативных подходов в решении теологических вопросов, порожденных современ-
ным рационализмом и многоликостью религиозных систем. Чтобы найти ответ на
этот вопрос, давайте обратимся к жизни и учению Бхактивинода Тхакура, совре-
менника Свами Вивекананды.
Бхактивинод Тхакур (урожденный Кедаранатх Датта) родился в 1838 году в
районе Надия в Западной Бенгалии. В юности он получил образование в английс-
ком колледже. Уже в то время Бхактивинод Тхакур обменивался мыслями о лите-
ратуре и духовности с руководителем Брахма Самаджа и первым учителем Вивека-
нанды, Девендранатхом Тагором. Став юристом, он в течении многих лет испол-
нял обязанности судьи в британском магистрате штата Орисса.
Бхактивинод Тхакур был хорошо знаком с религиозными воззрениями своего
времени. Он тщательно изучал работы европейских мыслителей, и на него особое
впечатление производила философия преданности Иисуса Христа. Поначалу запад-
ное образование заставляло его смотреть свысока на вайшнавские произведения,
описывающие преданное служение Верховному Господу Кришне. Он даже писал, что
Бхагаватам, один из важнейших текстов о Кришне, "походит на хранилище неак-
туальных для девятнадцатого века идей". 8
Однако, случилась так, что Бхактивиноду Тхакуру на глаза попалась книга
о великом вайшнавском реформаторе Господе Чайтанье и, заинтерисовавшись, он
решил прочитать комментарий Господа Чайтаньи к "Бхагават ", который был по-
ведан адвайта-ведантистам в Бенаресе. Этот труд вызвал в нем чувство восхи-
щения перед учением Кришны о преданности в изложении Чайтаньи.9* Следуя уче-
нию Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур со временем достиг высочайшего
уровня духовного понимания. Он оставил после себя большое число книг, сделав
это учение доступным для разных категорий людей как в Индии, так и за ее
пределами.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Прежде чем начать обсуждать духовное учение Бхактивинода Тхакура, было бы
нелишним дать ясное представление об интеллектуальном климате Бенгалии прош-
лого века. С этой целью я помещаю здесь отрывок из работ Сэра Вильяма Джоун-
са, юриста, сотрудника английской ост-индийской компании и первого президен-
та Азиатского общества Бенгалии. В своей статье о хронологии в Индуизме, на-
писанной в 1778 году, Джоунс делится своими соображениями относительно Два-
пара-юги, третьей эпохи, согласно хронологии Пуран и Махабхараты:
Касаясь третьего индусского века, в котором, как считается, зло и добро-
детель имели равные пропорции, я не могу не отметить, что даже описания пос-
леднего периода этой эпохи носят ярко выраженный сказочно-поэтизированный
характер и содержат не больше исторической правды, чем, скажем, миф о Трое
или об аргонавтах. Судите сами: Йудхиштхира приходился сыном Дхарме, богу
Правосудия; Бхима являлся сыном Паваны, бога ветров; Арджун - сыном Индры,
бога небес; Накул и Сахадев - сыновьями кумаров, - Кастора и Поллукса Индры;
Бхишма, их знаменитый дядя, был сыном Ганги от Шантану, чей брат Девапи, по
преданию, до сих пор живет в городе Калапа. Все эти вымыслы возможно и при-
дают эпосу особое очарование, однако с точки зрения мировой истории они не
менее абсурдны, чем связь происхождения царских династий с Солнцем и Лу-
ной.10
Здесь Джоунс ссылается на "Махабхарату", которая повествует о событиях,
происходивших во