Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Религия и рационализм - Страница 2

науки.

Любое религиозное описание, противоречащее общепринятым научным фактам может

быть истолковано как символическое изображение того Единого, что лежит за

пределами ограниченных представлений ученых. Вивекананда также указал на то

, что естественная простота концепции Брахмана вполне сопоставима с той

простотой, которую ученые пытаются достичь в формулировке многообещающей Те-

ории Единого Поля.

Однако, есть ли место в философии монизма для любви к Богу и вообще люб-

ви как таковой? Если высшая реальность ю это недифференцированное единство и

индивидуальное существование иллюзорно, то тогда любовь также не более чем

иллюзия. Любовь может существовать только между двумя объектами. И не просто

объектами, а двумя индивидами.

Если допускать, что такие отношения присутствуют в духовной сфере, то

невозможно отрицать существования по крайней мере двух вечных духовных лич-

ностей. Традиционная философия Индуизма признает факт существования двух ка-

тегорий вечных индивидуумов: (1) дживы, т.е. души обитающие в материальных

телах и (2) изначальная Верховная Личность Бога и Его с Его бесконечными ду-

ховными экспансиями. По словам Вивекананды, последователи Индуизма верят в

то, что Верховное Существо воплотилось на земле в образе Кришны, который по-

ведал о принципах взаимоотношений любви и преданности между Ним Самим и ду-

шамидживами.

Отметив это, Вивекананда к большому сожалению тут же отверг и Кришну и

индивидуальную душу как продукт иллюзии. В соответствии с его монистическим

подходом к религии, к понятию "Абсолют" неприложимы такие "приземленные"

обозначения как "обладающий личным бытием", юнаделенный знаниемю и юиспол-

ненный блаженства". То же самое справедливо и по отношению к могуществу и

милосердию Господа. Поэтому, если истина заключена в абсолютном единстве, то

все виды личных взаимоотношений, такие как преклонение, дружба, родительская

или супружеская любовь - должны быть отвергнуты как иллюзорные.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРЕДЛАГАЕМЫЙ БХАКТИВИНОДОМ ТХАКУРОМ

Было бы естественным задаться вопросом о существовании каких-либо аль-

тернативных подходов в решении теологических вопросов, порожденных современ-

ным рационализмом и многоликостью религиозных систем. Чтобы найти ответ на

этот вопрос, давайте обратимся к жизни и учению Бхактивинода Тхакура, совре-

менника Свами Вивекананды.

Бхактивинод Тхакур (урожденный Кедаранатх Датта) родился в 1838 году в

районе Надия в Западной Бенгалии. В юности он получил образование в английс-

ком колледже. Уже в то время Бхактивинод Тхакур обменивался мыслями о лите-

ратуре и духовности с руководителем Брахма Самаджа и первым учителем Вивека-

нанды, Девендранатхом Тагором. Став юристом, он в течении многих лет испол-

нял обязанности судьи в британском магистрате штата Орисса.

Бхактивинод Тхакур был хорошо знаком с религиозными воззрениями своего

времени. Он тщательно изучал работы европейских мыслителей, и на него особое

впечатление производила философия преданности Иисуса Христа. Поначалу запад-

ное образование заставляло его смотреть свысока на вайшнавские произведения,

описывающие преданное служение Верховному Господу Кришне. Он даже писал, что

Бхагаватам, один из важнейших текстов о Кришне, "походит на хранилище неак-

туальных для девятнадцатого века идей". 8

Однако, случилась так, что Бхактивиноду Тхакуру на глаза попалась книга

о великом вайшнавском реформаторе Господе Чайтанье и, заинтерисовавшись, он

решил прочитать комментарий Господа Чайтаньи к "Бхагават ", который был по-

ведан адвайта-ведантистам в Бенаресе. Этот труд вызвал в нем чувство восхи-

щения перед учением Кришны о преданности в изложении Чайтаньи.9* Следуя уче-

нию Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур со временем достиг высочайшего

уровня духовного понимания. Он оставил после себя большое число книг, сделав

это учение доступным для разных категорий людей как в Индии, так и за ее

пределами.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Прежде чем начать обсуждать духовное учение Бхактивинода Тхакура, было бы

нелишним дать ясное представление об интеллектуальном климате Бенгалии прош-

лого века. С этой целью я помещаю здесь отрывок из работ Сэра Вильяма Джоун-

са, юриста, сотрудника английской ост-индийской компании и первого президен-

та Азиатского общества Бенгалии. В своей статье о хронологии в Индуизме, на-

писанной в 1778 году, Джоунс делится своими соображениями относительно Два-

пара-юги, третьей эпохи, согласно хронологии Пуран и Махабхараты:

Касаясь третьего индусского века, в котором, как считается, зло и добро-

детель имели равные пропорции, я не могу не отметить, что даже описания пос-

леднего периода этой эпохи носят ярко выраженный сказочно-поэтизированный

характер и содержат не больше исторической правды, чем, скажем, миф о Трое

или об аргонавтах. Судите сами: Йудхиштхира приходился сыном Дхарме, богу

Правосудия; Бхима являлся сыном Паваны, бога ветров; Арджун - сыном Индры,

бога небес; Накул и Сахадев - сыновьями кумаров, - Кастора и Поллукса Индры;

Бхишма, их знаменитый дядя, был сыном Ганги от Шантану, чей брат Девапи, по

преданию, до сих пор живет в городе Калапа. Все эти вымыслы возможно и при-

дают эпосу особое очарование, однако с точки зрения мировой истории они не

менее абсурдны, чем связь происхождения царских династий с Солнцем и Лу-

ной.10

Здесь Джоунс ссылается на "Махабхарату", которая повествует о событиях,

происходивших во

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 35