Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 45 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 45

под власть невежества».

Иными словами, живое существо должно принять ответственность за свои поступки.

В комментарии к одному стиху Шримад-Бхагаватам (10.87.25) говорится:

«На самом деле в природе души – сознавать и действовать, однако адепты философии санкхьи ошибочно разделяют эти две функции живой силы (aтмани йе ча бхидaм), относя сознание к душе (пуруше), а деятельность – к материальной природе (пракрити). Согласно „Санкхья-карике“, 19–20:

тасмaч ча випарйaсaт

сиддхам сaкшитвам пурушасйа

каивалйам мaдхйа-стхйам

драштртвам акартр-бхaваш ча

„Итак, поскольку видимые различия между пурушами являются поверхностными (происходящими от влияния различных гун природы, которые покрывают их), доказано, что истинный статус пуруши есть статус свидетеля, характеризующийся его отделенностью, его пассивной индифферентностью, его положением наблюдателя и его бездеятельностью“.

тасмaт тат-самйогaд

ачетанам четанa-вад ива лингам

гуна-картртве ’пи татхa

картева бхаватй удaс?на?х

„Таким образом, соприкасаясь с душой, бессознательное тонкое тело кажется обладающим сознанием, а душа кажется действующей, хотя она всегда остается в стороне от деятельности гун природы“.

Шрила Вьясадева опровергает эту идею в „Веданта-сутре“ (2.3.31–39), где он пишет: картa шaстрaртха-ваттвaт – „Следует понять, что джива, душа, является тем, кто совершает действия, поскольку у наставлений шастр должна быть некая цель“. Шрила Баладева Видьябхушана поясняет эту мысль в своей „Говинда-бхашье“: „Именно джива, а не гуны природы, совершает действия. Почему? Потому что у наставлений шастр должна быть некая цель – шaстрaртха-ваттвaт. Например, такие фразы из шастр, как сварга-кaмо йаджета (‚тот, кто желает попасть в рай, должен проводить жертвоприношения‘) или aтмaнам эва локам упaс?та (‚обряды следует совершать с целью достичь духовного царства‘), не имели бы смысла, если бы не было никакого сознающего существа, совершающего действия. Если всё делают гуны природы, то в таких наставлениях нет никакого смысла. Священные писания побуждают живое существо заниматься определенной деятельностью, убеждая его, что такие обряды и прочие предписанные обязанности принесут в свой срок приятный результат. Такие устремления не могут возникнуть в инертных гунах природы“».

Как же понять, что живое существо, крепко схваченное материальной природой, является тем, кто совершает действия? Есть хороший пример. Маленький ребенок, видя, как его отец поднимает тяжелую сумку, решает сделать то же самое. Он пытается ее поднять, но, естественно, не может. Видя потуги сына, отец приходит ему на помощь и, питая нежные чувства к своему малышу, помогает ему поднять эту сумку. Таким образом, отец – это тот, кто поднял сумку, однако его нельзя считать единственной причиной этого действия. Отец не притронулся бы к этой сумке, если бы его сын не выразил своего желания и не сделал попытку ее поднять.

Живые существа не должны слепо гордиться своими способностями и считать себя совершающими действия, ибо во всех случаях у них нет независимой силы. Это, однако, не означает, что живое существо может снять с себя ответственность за свои поступки, поскольку именно оно выражало желание сделать так, а не иначе, именно оно прикладывало усилия и именно оно пыталось наслаждаться результатом этих действий.

Когда живое существо пребывает в невежестве относительно своих вечных отношений с Кришной, оно выбирает положение независимого наслаждающегося, и в результате этот выбор соединяет живое существо с материальной природой и помещает его под контроль материи. Вот почему оно несет ответственность за все, что происходит с ним.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Господь – вибху, всеведущий, а живое существо – ану, бесконечно малое. Будучи духовной искрой, живое существо обладает свободой воли и способностью желать. Но исполнить его желания может только всемогущий Господь. Поэтому, когда живое существо обуревают материальные желания, Господь позволяет ему осуществить их, но Сам Он не несет ответственности за действия и их последствия, порожденные теми обстоятельствами, в которых живое существо оказалось по своему желанию. Сбитая с толку обусловленная душа отождествляет себя с бренным материальным телом и испытывает радости и невзгоды, которые также являются преходящими. Господь в образе Параматмы, или Сверхдуши, всегда находится рядом с индивидуальной душой и знает обо всех ее желаниях, подобно тому как, находясь рядом с цветком, мы можем ощутить его аромат. Желание является тонкой формой обусловленности живого существа, и Господь исполняет его желания в той степени, в какой оно того заслуживает: человек предполагает, а Бог располагает. Таким образом, индивидуальное живое существо не способно само осуществить свои желания. Но Господь может исполнить их все и, будучи беспристрастным, не мешает ничтожно малым живым существам, наделенным некоторой независимостью, выражать любые свои желания. Но, когда предметом их желаний становится Сам Господь, Кришна, Он проявляет о них особую заботу и направляет их желания так, чтобы они могли постичь Господа и обрести вечное счастье».

Хотя живое существо не может действовать независимо, оно тем не менее несет ответственность за свои действия и их последствия, если эти поступки происходят из желания души отвернуться от Кришны. Сверхдуша ведет Себя как лучший друг живого существа и помогает ему осуществить его желания. Однако Господь, даже будучи верховным повелителем, не может нести ответственность за выбор живого существа, ибо Он просто дает санкцию на осуществление того или иного плана. Господь как Сверхдуша хранит нейтралитет, поэтому Он не отвечает за действия живого существа и не получает ни хороших, ни плохих плодов их поступков. Таково знание. В следующем стихе Кришна скажет о результате такого понимания.

ТЕКСТ 16

Но когда живое существо обретает знание, свет этого знания рассеивает тьму неведения и открывает ему истинную

Навигация:

Страница 47
Страница 46
-- Страница 45 --
Страница 44
Страница 43