Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 59 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 59

считать махаджанами или ачарьями. В своем комментарии Шрила Прабхупада подробно разбирает каждую из этих категорий.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Баладева Видьябхушана также дают свои, порой неожиданные, объяснения этим категориям:

Мудхи

Шрила Прабхупада пишет: «Такие люди трудятся день и ночь не покладая рук, чтобы выполнить обязанности, которые они сами же и придумали, а когда им предлагают послушать о бессмертии живого существа, они чаще всего отказываются, говоря, что им некогда. Для тех, кого называют мудхами, целью и смыслом жизни являются преходящие материальные блага, хотя они получают лишь малую толику плодов своего труда».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: «Есть четыре вида душкрити. Одни из них – мудхи, или карми, уподобившиеся животным. Говорится так: „Люди, проклятые Провидением, не хотят слушать нектарные повествования о Господе Ачьюте, а вместо этого слушают речи безбожников. Они подобны собакам, которые пожирают испражнения“. Также говорится: „Кто же еще, кроме существ, потерявших человеческий облик, откажется служить Господу Мукунде?“»

По мнению Шрилы Баладевы Видьябхушаны, Кришна здесь говорит: «Некоторые введены в заблуждение (м?дха) энергией майи, и разум таких людей опустошен кармической деятельностью. Они полагают, что Я, Господь Вишну, – что-то вроде Индры, который награждает простых смертных плодами их кармы, и что Я, как и дживы, повинуюсь законам кармы».

Нарадхамы

Шрила Прабхупада пишет: «В Гите Верховный Господь ясно говорит, что Он никому не подвластен и что именно Он является Высшей Истиной. Цивилизованная человеческая форма жизни дает живому существу возможность обрести утраченное знание о своих вечных отношениях с Высшей Истиной, всемогущим Господом Шри Кришной. Того, кто не использует эту возможность, относят к категории нарадхама».

Согласно утверждению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, «нарадхама – это тот, кто в свое время стал цивилизованным человеком, идя по пути преданности, но впоследствии решил, что практика бхакти не представляет собой практичного метода для достижения его жизненных целей, и потому по собственному желанию прекратил заниматься преданным служением. Признаком того, что человек является адхамой, „самым падшим“, является его сознательное отвержение бхакти».

Шрила Баладева Видьябхушана добавляет: «Есть люди, которые под влиянием майи превратились в отъявленных негодяев. Родившись в культурных слоях общества (в семьях брахманов и проч.), они опустились на самое дно жизни, став жертвами привязанности к поэзии или богатству. В шастрах сказано: „Такие люди обмануты Провидением. Избегая входить в поток нектарных повествований о Господе Ачьюте, они слушают грязные истории о похождениях грешников. В этом они подобны псам, поедающим испражнения“».

Майайапахрита-гьяни

Шрила Прабхупада объясняет: «В Гите простым и ясным языком сказано, что Шри Кришна – это Верховная Личность Бога и что нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Кришна произвел на свет Брахму, прародителя всех людей. Более того, говорится, что Шри Кришна – отец не только Брахмы, но и всех остальных существ, к какому бы виду жизни они ни принадлежали. Он – источник безличного Брахмана и Параматмы, Сверхдуши в сердце каждого, которая является Его полной экспансией. Шри Кришна – основа всего сущего, поэтому каждый должен склониться к Его лотосным стопам. Несмотря на эти ясные и однозначные утверждения, люди из числа майайапахрита-гьяни пренебрежительно отзываются о Верховном Господе, считая Его обыкновенным человеком. Им неведомо, что человеческое тело, дарующее нам столько преимуществ, создано по образу и подобию вечного, духовного тела Господа».

Майайапахрита-гьяни зачастую придерживаются взглядов, сходных с атеистической философией санкхьи, утверждая, что причиной мироздания является материальная природа. Поэтому не случайно Шрила Прабхупада пишет в комментарии, что подавляющее большинство майайапахрита-гьяни – это прославленные философы, поэты, писатели, ученые и т. д.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит об этом так: «Некоторым людям удалось изучить священные писания, однако их знание было украдено иллюзией. Они, в частности, полагают, что в преданном служении единственным вечным объектом любви является Нараяна, форма Бога на Вайкунтхе, и что такие формы, как Кришна, Рама и другие, не являются вечными. Именно об этом говорится в стихе: „Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в этот мир в виде человека“. Даже если такие люди внешне поклоняются Кришне, на самом деле они не вручают себя Ему».

Шрила Баладева Видьябхушана объясняет слова Кришны следующим образом: «Других, например последователей философии санкхьи, обворовывает майя. Эти философы насмехаются надо Мной, хотя о Моем всеведении, всемогуществе и положении Творца, способного даровать освобождение, говорится в тысячах священных писаний. Не желая соглашаться с шастрами, они несут вздор, утверждая, что материальная природа – создатель всего и что она может принести живому существу освобождение. Эти и сотни других подобных заблуждений являются просто следствием влияния майи».

Асуры

Асуры – это люди, которые находят прибежище в демонической природе (aсурам бхaвам aшритa?х). Шрила Прабхупада указывает, что такие люди в открытую пропагандируют безбожные взгляды: «Такие люди, которые на каждом шагу оскорбляют Верховного Господа, не способны предаться лотосным стопам Шри Кришны». Ярким примером асура является Джарасандха. Хотя у него и было какое-то знание (гьяна), он ненавидел Кришну и даже хотел Его убить.

Согласно комментарию Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, здесь Кришна говорит: «Некоторые находят прибежище в демонической природе. Демоны, подобные Джарасандхе, целятся и пускают стрелы в Меня, поскольку все они мечтают уничтожить Мою личностную форму. Их враждебное отношение к Моему облику объясняется их ущербной логикой, согласно которой Я не могу быть Богом, раз Меня можно видеть. Такие люди даже не помышляют

Навигация:

Страница 61
Страница 60
-- Страница 59 --
Страница 58
Страница 57