Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 62 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 62

благословениями, будут уничтожены временем, тогда как Кришна, служение Ему, Его преданные и Его обитель – вечны».

Однако, как замечает Шрила Прабхупада, если человек поклоняется полубогам, рассматривая их как экспансии Господа, результат такого поклонения сохранится навсегда. Пример тому – Махараджа Бхарата, который поклонялся полубогам как помощникам Господа Вишну, не мечтая при этом получить какие-либо материальные блага.

Помимо тех, кто поклоняется полубогам, существует еще одна категория людей, у которых есть духовные устремления, но которые превратно понимают духовную жизнь. Это имперсоналисты, и о них – следующий стих.

ТЕКСТ 24

Люди, лишенные разума и не знающие Меня таким, какой Я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, раньше не был личностью, а теперь стал ею. Из-за скудости своих познаний они не понимают, что Я обладаю высшей природой, абсолютной и нетленной.

В предыдущем стихе Кришна назвал тех, кто поклоняется полубогам, людьми недалекими. Здесь Он клеймит имперсоналистов словом абуддхайа?х, «напрочь лишенные разума». Шрила Прабхупада в своем длинном комментарии показывает читателю изъяны их философии.

Но если Кришна, Его облик, качества, обитель и спутники вечны, то почему же Он остается невидимым? Почему имперсоналисты, развившие в себе отрешенность от материи и заслужившие право также называться трансценденталистами, не могут увидеть Его?

ТЕКСТ 25

Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От них Меня скрывает Моя внутренняя энергия, и потому они не знают, что Я – нерожденный и неисчерпаемый.

Поскольку у имперсоналистов нет разума, Кришна покрывает их Своей майей. В результате они не могут ни видеть, ни понимать Господа. Но верно ли обратное? Скрывает ли майя имперсоналистов от взгляда Кришны, как театральный занавес скрывает не только актеров от публики, но и публику от актеров?

ТЕКСТ 26

О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю все, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем. Я также знаю все живые существа, Меня же не знает никто.

Шрила Баладева Видьябхушана задает вопрос от лица оппонента: «Если живое существо оказалось под покровом майи и упало в невежество, не может ли такое произойти с Кришной?» «Нет! – отвечает ачарья. – Майя находится в подчиненном положении по отношению к Кришне. Она издалека исполняет Его приказы и, будучи под Его контролем, не способна оказывать на Него влияние».

По мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Кришна здесь говорит так: «Майя не обладает силой ввести в заблуждение свой собственный источник. Поэтому ни внешняя майя, ни внутренняя йогамайя никогда не покроют Мое сознание. И никто не знает Меня полностью – ни материалисты, ни трансценденталисты, в частности Махарудра, ни кто бы то ни было еще – даже самые могущественные личности.

Это объясняется тем, что либо майя, либо йогамайя (в каждом случае по-разному) всегда покрывают сознание души».

Слова мaм ту веда на кашчана означают, что найти того, кто по-настоящему знает Кришну, чрезвычайно сложно.

В следующих четырех стихах Кришна объяснит, как и когда живое существо оказалось под покровом майи и как ему освободиться от ее влияния.

ТЕКСТ 27

О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа, появляясь на свет, оказываются во власти иллюзорной двойственности, возникающей из желания и ненависти.

С самых первых дней мироздания обусловленные живые существа, появляясь на свет, оказываются во власти иллюзорной двойственности, проявляющейся как желание и неприязнь. Они желают обладать теми или иными объектами чувственного восприятия и испытывают неприязнь к другим, причем у них есть способность с отвращением относиться к тому, что еще две секунды назад вызывало в них страстное желание. Порой они с неприязнью относятся даже к мыслям о Всевышнем, который стоит несравненно выше них.

Шрила Прабхупада пишет: «Под влиянием иллюзии такие люди мыслят в категориях двойственности: почета и бесчестья, счастья и горя, добра и зла. Одни из них считают себя мужчинами, другие – женщинами. „Это моя жена, это мой дом. Я хозяин в своем доме. Я муж этой женщины“, – думают они. Таков мир двойственности. Введенные в заблуждение иллюзорной двойственностью, живые существа теряют рассудок и потому не могут постичь Верховную Личность Бога».

Все вышесказанное является еще одним доказательством того, насколько редки гьяни – люди, которые уже не мыслят категориями двойственности (счастье и горе, мужчина и женщина и т. д.).

Услышав двадцать седьмой стих, мы можем спросить: «А вообще, способен ли кто-нибудь преодолеть иллюзию и стать преданным?»

ТЕКСТ 28

Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.

Праведные люди получают доступ к преданному служению не по причине самого благочестия, а потому, что их благочестие привлекает к ним милость чистого преданного. Именно милость верного слуги Господа, а не что-либо еще, разрушает грехи человека и вливает в него веру в бхакти.

Именно потому бхакта обязан говорить о сознании Кришны всем и каждому.

Шрила Прабхупада пишет: «Преданные Господа путешествуют по земле с единственной целью: освободить обусловленные души из плена иллюзии».

Комментарий Шрилы Баладевы Видьябхушаны позволяет нам по достоинству оценить то, что сделал Шрила Прабхупада:

«„Но разве в ком-то мы можем обнаружить преданность Тебе? Похоже, что нет, ибо Ты Сам говоришь, что все существа, появляясь на свет, оказываются во власти иллюзии“.

[Вот ответ: ] Под милосердным взглядом совершенных, чистых душ все грехи живых существ уничтожаются.

В шрути сказано: „Близкие слуги Господа Вишну странствуют по этому миру, чтобы очищать обусловленные души“.

Как же распознать тех, кто

Навигация:

Страница 64
Страница 63
-- Страница 62 --
Страница 61
Страница 60