Bhaktivedanta Charity Trust».
Храм расположен недалеко от юго-восточной границы Навадвипа-дхамы и известен под названиями Нрисимха- Пури и Девапалли («место, где живут полубоги»). Существует это место с Сатья-юги, когда Господь Нрисимхадев пришел сюда отдохнуть после убийства Божество Нрисимхадева в Девапалли Хираньякашипу.
Рядом с храмом находится озеро, оставшееся от некогда протекавшей здесь реки Мандакини. Когда Господь Нрисимхадев пришел сюда, Он использовал сладкую воду этой реки, чтобы утолить жажду и смыть кровь Хираньякашипу со Своих рук.
Река Мандакини
Полубоги пришли сюда вслед за Нрисимхадевом, и поклонялись Ему с великой пышностью. Вишвакарма воздвиг здесь храм, а полубоги возвели вокруг него дворцы. Река Мандакини, со временем изменившая русло, затопила и уничтожила этот город. Все, что осталось от него — небольшие холмы, окружающие это место. Их названия сохраняют память о древних временах: Сурья-тила, Индра-тила, Ганеша-тила, Брахма-тила, Нрисимха-тила. Бхактивинода Тхакур говорит, что вокруг них еще можно найти обломки камней, из которых был построен город полубогов.
В «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» содержится предсказание, согласно которому в будущем некий царь построит для Нрисимхадева огромный храм, получив каплю Его милости.
Нрисимхадев — защитник преданных, но мы не должны просить его стать нашим бесплатным охранником. Нрисимхадев защищает нас от врагов, находящихся внутри нашего сердца
— вожделения, гнева и жадности.
Река Алакананда
Сейчас Алакананда, как и многие другие реки Навадвипы, наполняется лишь в сезон дождей. В другое же время она представляет собой цепочку небольших озер, расположенных в ее старом русле.
Русло Алакананды
История с попугаем
Однажды Господь Чайтанья и Джагадананда Пандит гуляли в этом месте. На другом берегу реки они увидели попугая, сидящего на ветке дерева бакула.
Господь Чайтанья сказал: .
— Ты — Шука [это слово означает «попугай», а также указывает на Шукадеву Госвами], и потому должен петь о славе Радхи и Кришны.
— Гаура! Гаура! — запел попугай.
Господь Чайтанья заткнул уши:
— Нет! Ты должен петь имена Радхи и Кришны!
Но попугай танцевал и пел:
— Гаура! Гаура!
Господь Чайтанья воскликнул:
— Неужели ты не понимаешь, что это место неотлично от Вриндавана?! Здесь ты должен прославлять только Радху и Кришну!
— Да, это место неотлично от Вриндавана, — ответил попугай. — Ия вижу как Радха и Кришна объединились здесь в форме Гауранги. Если хотите, можете повторять имена Радхи и Кришны, а я буду повторять имя Их объединенного воплощения: Гаура! Гаура!
Господь Чайтанья ушел из этого места — Он находился в настроении преданного и не хотел слушать прославлений в Свой адрес. Но этот попугай знал, кем был Гауранга на самом деле.
Эта лила описана Джагаданандой Пандитом в «Према- виварте». Сварупа Дамодара возражал против того, чтобы он описывал подобные игры, но Джагадананда ответил: «Я буду писать то, что мне нравится. Правильно это или неправильно, это Истина, и люди должны знать о ней». Так, по милости Джагадананды Пандита, мы можем читать описания некоторых сокровенных игр Господа.
Маха-Варанаси и Харихара кшетра
Это место неотлично от Каши (Варанаси). В Каши есть место, называемое Маникарника-гхат. Говорят, если человек оставляет тело в этом месте, сам Господь Шива приходит к нему в момент смерти и повторяет ему на ухо имя Рамы. В результате этого умирающий обретает освобождение. А здесь, в Харихара- кшетре, Господь Шива всегда танцует и поет имя Гауры, прося своих последователей принять гаура-бхакти. Саннъяси, тысячу лет проведя в Каши, обретают освобождение посредством гъяны, но здесь преданные не стремятся к этому и просто танцуют и поют имя Гауранги.
Тот, кто оставляет тело в этом месте, милостью Господа Шивы обретает спасение, ибо Шива повторяет ему на ухо имя Гауранги. Поэтому это место называют Маха-Варанаси
— местом, где нет страха смерти.
Давным-давно Господь явил Себя в этом храме как Харихара. Бхактивинода Тхакур пишет, что Божество это обнаружили в лесу, на восточном берегу Алакананды. «Хари»
— значит «Кришна», «Хара» — «Господь Шанкара».
Даршан Божества можно получить днем, но не все время. Храм поддерживает одна из здешних семей, и если он закрыт, можно спросить у местных жителей, где найти пуджари.
Главное Божество Маха-Варанаси — Харихара. Он наполовину темный (Вишну, Хари), наполовину белый (Шива, Хара). Рядом с Ним — вечные супруги Господа Вишну и Господа Шивы — Лакшми и Парвати. Кроме того, в храме установлены Божества Бурхо Шивы (что значит «Старый Шива») и Гопала, а также — отпечаток стопы Господа Вишну-Гададхары (подобный тому, которому поклоняются в Гае).
В Индии немного храмов Харихары. Один из них находится в Бихаре, на реке Падма, в месте под названием Гаджендра- мокша. Другой — в Раджастхане, в Осиане. Еще один — в Анегудде, в Южной Карнатаке.
История Мохини-мурти
Однажды Господь Шива, услышав об удивительных деяниях Верховной Личности Бога в облике очаровательной женщины (Мохини-мурти), сел на своего быка и отправился повидать Господа Вишну.
Вместе со своей женой У мой и свитой из духов Г осподь Шива приблизился к лотосным стопам Господа Вишну. Он выразил Всевышнему Господу почтение, прославив Его в молитвах, а затем рассказал о своем желании.
Неизменно милостивый к Своим слугам, Господь исполнил желание Шивы. Призвав Свою энергию, Он предстал перед ним в образе пленительной женщины. Господь Шива, которого не может вывести из равновесия даже олицетворенная материальная энергия, Парвати-деви, оказался во власти