Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 256 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 256

понимают. Вы не получите свое царство мирным путем, о великие герои. На самом деле, войско Дурьйодханы уже движется по направлению к Курукшетре: именно это место они избрали для битвы с вами. Цари земли будут преданы там закланию, и никто из них не спасется. Все они уже вступили в пределы смерти.

Юдхиштхира посуровел и сказал, оглядев братьев и собравшихся царей:

— О герои, вы все слышали, что сказал сейчас Кришна. Нам ничего не остается, кроме как готовить наше войско к сражению. Пришло время выбрать военачальника, который поведет в бой наши рати. Мы уже назначили семь полководцев: Друпаду, Вирату, Дхриштадьюмну, Шикханди, Сатьяки, Чекитану и Бхимасену. Кто из них станет главнокомандующим? Сахадева, что ты думаешь об этом?

Юдхиштхира перевел взгляд на младшего брата. Как было принято среди них, он хотел, чтобы свое мнение высказал каждый из братьев, начиная с младшего и кончая старшим.

— Я думаю, нам следует выбрать Вирату, — сказал Сахадева. — Он связан с нами семейными узами, он доблестный правитель и хорошо разбирается в том, что такое добродетель, а что — грех. Могучего царя Матсьи не так легко будет одолеть врагу. Мы долгое время находились под его покровительством, и в предстоящей битве можем также рассчитывать на него.

После Сахадевы заговорил Накула:

— Тот, кто превосходит всех своей зрелостью, знанием писаний, благородством происхождения и терпеливостью, кто пользуется всеобщим уважением, кто всегда верен истине; тот, кто выучился воинской науке у Бхарадваджи, кто бросил вызов Дроне и предавался подвижничеству, чтобы отомстить ему; тот монарх, который стоит в окружении своих сыновей и внуков, подобно дереву с сотней ветвей, — пусть могучий Друпада возглавит наше войско.

Настала очередь Арджуны сказать свое слово. Будто раскаты грома зазвучал его голос:

— Тот, кто силой подвижничества и самоотверженного служения мудрецам вышел из полыхающего пламени, с оружием в руках и золотыми доспехами на теле; кто сам был похож на пламя и, взойдя на небесную колесницу, прокатился по земле с ревом, напоминавшим громыхание грозовой тучи; тот, кто силен, как дюжина львов, и способен голыми руками расправиться со львом, поскольку сердце его, грудь и плечи — как у льва; кто сияет как солнце и прекрасен обликом; кто говорит только правду и владеет чувствами; тот, кто был рожден на погибель Дроне, — Дхриштадьюмна пусть возглавит наше войско. Никто не может пронзить его оружием; даже Бхишме, чьи стрелы подобны молниям или посланцам Ямараджи, нелегко будет справиться с ним. Кто еще сможет противостоять Бхишме в бою, кроме Дхриштадьюмны? Пусть же он и будет нашим главнокомандующим!

Вслед за Арджуной заговорил Бхима:

— Пусть нас поведет за собой Шикханди. Как мы знаем от риши, ему судьбой предначертано стать тем воином, который убьет Бхишму. Когда Шикханди выходит на битву, вооруженный небесными снарядами, кажется, что это сам великий Парашурама. Я считаю, что не родился еще такой человек, который мог бы одолеть его в бою, когда он стоит на своей колеснице, закованный в доспехи и держа наготове оружие. Никто, кроме него, не сможет убить Бхишму.

Выслушав братьев, Юдхиштхира сказал:

— Только Кешава знает все достоинства и недостатки людей, все наши слабые и сильные стороны, о которых мы сами не догадываемся. Он лучше всех знает, что есть правда, а что — вымысел. Тот, кого назовет Кришна, повелитель династии Дашархи, — тот, и никто другой, будет нашим главнокомандующим. Кришна — это источник нашей победы или поражения. На Нем покоятся и от Него зависят наша жизнь, наша удача, счастье и несчастье, власть над людьми. Дорогие мои братья, Кешава — Господь и Владыка всего сущего. Давайте же выслушаем Его и сделаем так, как Он скажет. Сейчас уже почти ночь. Кришна назовет нам имя полководца, который возглавит наше войско, и мы пойдем спать, а утром, воздав почести оружию и брахманам, выступим в поход, на Курукшетру.

Юдхиштхира замолчал, и тогда заговорил Кришна:

— Любой из упомянутых вами героев способен возглавить наше войско. Все они достаточно опытны и могут вселить страх в самого Индру — что уж говорить о сыновьях Дхритараштры. Дурьйодхана и его братья похваляются своей силой, однако не понимают, насколько они ослаблены своими грехами. Скоро, впрочем, настроение Дурьйодханы изменится: стоит ему только увидеть Арджуну, Бхиму и близнецов и ощутить их воинственный дух. Когда Абхиманью и сыновья Драупади, а также Друпада, Вирата и другие полководцы выстроятся на поле битвы, готовые ринуться на врага, тогда Дурьйодхана и его братья раскаются в своем безрассудстве. Я сделал все возможное, чтобы договориться о мире, и потому никто не сможет обвинить нас в том, что произойдет на поле Курукшетра. Мы поступили согласно законам добродетели. Но теперь вступает в силу закон оружия. Что же касается руководства армией, то Я того же мнения, что и Дхананджая. Главнокомандующим должен стать могучий Дхриштадьюмна.

Предложение Кришны было встречено одобрительными криками: все присутствовавшие цари и воины поддержали Его выбор, и ни один не усомнился в его правильности. Мысль о предстоящем сражении бодрила и возбуждала. В этом приподнятом настроении кшатрии отправились на отдых, чтобы на следующее утро выступить в