Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 113 ------

Кришна Мангала дас - Святые ИСККОН - Страница 113

умру во Вриндаване». «В любом случае, я ничего не потеряю», — добавил он с улыбкой.

Серьезное лечение означало, что он должен будет уехать из Вриндавана. Но Кушакратха не мог этого сделать. Единственная привязанность, которая у него оставалась, — это привязанность к дхаме. У него было непреклонное желание оставаться во Вриндаване независимо ни от чего.

Поскольку рак прогрессировал, горло сильно распухло, а голос становился слабым и высоким. Однако он продолжал писать стихи и жить, как ни в чем не бывало, до самого конца.

Заключительным произведением, над которым он работал в свои последние дни во Вриндаване ?****, были стихи на английском языке, в форме сонета, об играх Радхи и Кришны во Вриндаване. Так он до последних дней оставался погруженным в игры Божественной Четы и служение Им.

После Джанмаштами 2005 года Кушакратха уже не вставал с постели в комнате на территории храма Шри Шри Кришны-Баларамы, где его поселили преданные. Он сильно исхудал, остались практически кожа да кости. Однако его глаза, ясные и чистые, отражали спокойное и бесстрашное сознание. Его часто навещал Нава-йована. Как-то Кушакратха рассказал ему, что спросил врача, сколько ему осталось жить, и тот ответил: три — шесть месяцев. Кушакратха рассказывал об этом с невозмутимым видом и улыбкой на лице. Он не хотел говорить о своем здоровье, поэтому большая часть их бесед была о его стихах.

Ему было трудно говорить и тяжело дышать, но он продолжал оставаться необычным, не приспосабливающимся к внешним обстоятельствам. Он говорил тоненьким голосом: «Никогда не делайте мне пюре, я не буду пюре». Ему резали прасад на маленькие кусочки, и хотя ему было больно глотать, но все равно пюре он не ел.

Кушакратха не мог разговаривать подолгу, поскольку, по его словам, это отнимало у него силы. Но самое удивительное то, что, несмотря на опухоль в горле, он не чувствовал боли при своей болезни. Его сознание оставалось ясным до самого конца. Когда его спрашивали, нужно ли ему что-нибудь, он отвечал: «Ничего не нужно, не беспокойтесь, мне хорошо».

Уход Кушакратхи из этого мира был очень благоприятным. Он оставил тело 7 октября 2005 года во Вриндаване на территории храма Кришны-Баларамы в присутствии многих вайшнавов, в том числе Аиндры прабху и его группы киртана, сладко певших святое имя Кришны.

Смиренный ученый, не привязанный ни к чему материальному, эксцентричный человек без тени высокомерия и двуличия, с безграничной способностью служить Кришне своим собственным уникальным образом и твердой убежденностью оставаться во Вриндаване, Кушакратха был источником вдохновения для преданных и образцовым вайшнавом. Он не привлекал к себе внимание и не выставлял напоказ свое бхакти и гьяну, до конца оставаясь простым и погруженным в сознание Кришны. Он думал, говорил, воспевал и слушал святые имена Шри Шри Радхи-Кришны каждую

минуту жизни. А также поместил благодаря своему служению лотосоподобные стопы Господа Кришны в сердца многих преданных по всему миру.

Смерть, так же как старость и болезни, несомненно, в ближайшем будущем настигнет каждого. Но что еще можно пожелать, как не жизнь, посвященную служению Шриле Прабхупаде, и безболезненную смерть?! Очевидно, что Шримати Радхарани и Шрила Прабхупада были очень довольны Их смиренным слугой Кушакратхой прабху. Свое чистое желание достижения высочайшей цели — Голоки Вриндаваны, обители Радхи и Кришны, — он выразил в сотнях незаурядных стихов. И если кто-то и достоин освобождения из материального мира и возвращения обратно к Богу уже в этой жизни, то это Кушакратха прабху.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

БХАКТИСВАРУПА ДАМОДАРА СВАМИ

ВХОЖДЕНИЕ В РАСА-ЛИЛУ

Детство в традиционной индийской деревне

В далеком уголке земли на востоке современной Индии на границе с Мьянмой находится овеянное легендами мистическое царство, известное как Манипур, или, как еще его называют, «Украшенная драгоценностями страна». Древнее царство расположилось в окруженной горами долине овальной формы, в центре которой находится большое озеро Локтак. Эта живописная долина, находящаяся в восточной цепи Гималайских гор, обладает уникальной природой и мягким климатом.

Жизнью и душой манипурцев — обитателей этой удивительной долины — являются декламации священный текстов и красочные театральные представления об играх Господа Шри Кришны. Самобытные аристократические и вайшнавские традиции сохранялись там в течение тысяч лет.

«Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарата» содержат описание богатой культуры Манипура, представленной поколениями праведных царей. Это в том самом Манипуре герой Арджуна, один из братьев Пандавов, женился на принцессе Читрангаде, и впоследствии ее сын Бабхрувахана нанес поражение своему собственному непобедимому отцу Арджуне, сопровождавшему коня для великого жертвоприношения ашвамедха.

В этой живописной долине Манипура, в деревне Тоубул, 9 декабря 1937 года в семье у Йогендры Сингха и Каньяханби деви родился ребенок. Будучи вайшнавами, они назвали своего сына Дамодарой, одним из святых имен Шри Кришны. Йоген-дра был исполнителем прославляющих Бога песен в манипурском стиле ната-санкиртана. С самого момента появления Дамо-дары на свет его отец наполнял уши своего сына звуками святого имени и описанием игр Всевышнего Господа, а любящая мать воспитывала Дамодару в духовной атмосфере почтения к Господу Шри Кришне.

Вторая мировая война сильно повлияла на тихую и мирную долину Манипура, создав множество трудностей для жизни ее обитателей. Манипур, как часть Британской империи, стал ареной жестоких сражений между Японией и союзниками.

Дамодаре было