вкуса; ашактих-тат-гуна-кхйане - привязанность к описанию трансцендентных качеств Господа Кришны; притих - любовь (Ч.Ч. Мадхйа 23.18-19 и Б.Р.С. 1.3.25-26)
Принципы буддизма:
творение нетленно и творец отсутствует; космическое проявление мнимо; "Я существую" - вот истина; круговорот рождения и смерти; Господь Буддха - единственный источник постижения Истины; конечная цель - нирвана; философия Буддхи есть единственная философская патха; Веды составлены людьми; благочестивая деятельность и сострадание к другим живым существам (Ч.Ч. Мадхйа 9.49)
Процессы преданного служения и преданные, достигшие совершенства, занимаясь одним из них:
бхагавата-видхи: Шравана - слушание, Парикшит Махараджа; киртана - воспевание, Шукадева Госвами; смаранам - памятование, Прахлада Махараджа; пада сева - служение лотосным стопам Господа, Лакшми деви;
панчаратрики-видхи: арчана - поклонение в храме, Притхи Махараджа; ванданам - вознесение молитв, Акрура; дасйа - совершение преданного служения, Хануман; сакхйа - дружба, Арджуна; атма-ниведана - подношение Господу всего, что имеешь, Бали Махараджа
(Примечание: Махараджа Амбариша следовал всем девяти процессам)
(Ш.Б. 7.5.23-24, Н.П. гл.14, Б.Р.С. 1.2.265)
Саргах (творения):
махат-таттва - совокупность всех материальных элементов; ахам - ложное эго; тан-матра - чувственное восприятие; джнана и крийа - знание и способность действовать; ваикариках - появление из саттва-гуны управляющих полубогов; тамас - погружение живых существ во тьму невежества (Примечание: описанные выше этапы - это естественные стадии творения, осуществляемые пракрити, внешней энергией Господа); тастхушам - неподвижные живые существа; тирашчам - низшие виды жизни; хринам - люди (три последних вида созданы Брахмой и называются ваикрита-творением) (Ш.Б 3.10.14-27)
Шакти Господа:
Вимала; Уткаршини; Джнана; Крийа; Йога; Прахви; Сатйа; Ишана; Ануграха (Ш.Б. 11.27.25-26, коммент.)
Экспансии Господа Хари в образе Бога Солнца:
калах - время; деша - место; крийа - усилие; карта - совершающий действие; каранам - инструмент; карйам - ритуалы; агама - писание; дравйам - параферналии; пхалам - результат (Ш.Б. 12.11.31)
10
Виды воздушных потоков в теле:
прана - основной поток, проходящий через нос в процессе дыхания; апана - выводящий из организма испражнения; самана - управляющий движением пищи в желудке; удана - поток, проходящий через горло, задержка которого вызывает удушье; вйана - циркулирующий по всему телу; нага - поток, при помощи которого открываются глаза, рот и т.д.; крикара - поток, возбуждающий аппетит; курма - вызывающий сокращение мышц; девадатта - помогающий организму расслабиться при зевании, когда широко открывается рот; дхананджайа - способствующий питанию организма (Примечание: все эти воздушные потоки исходят из сердца. Ш.Б. 3.6.9)
Второстепенные сиддхи:
анурмиматтвам - невосприимчивость к голоду, жажде и т.д.;
дурашравана - возможность слышать на очень далеком расстоянии;
дурадаршанам - возможность видеть на очень далеком расстоянии;
маноджавах - передвигаться со скоростью света;
паракайаправешанам - внедряться в тела других живых существ;
сваччханда мритйу -способность умереть по своему желанию;
деванам сахакридадаршанам - быть очевидцем игр полубогов и апсар;
санкалпа самсиддхи - максимально использовать свою решимость;
апратихатагатих - беспрепятственно повелевать другими;
камарупам - принимать любую желаемую форму (Ш.Б.11.5.6-7)
Даша-аватары (инкарнации):
Матсйа - рыба; Курма - черепаха; Шукара - вепрь; Нрисимха - полулев-получеловек; Ваман - карлик; Бхригупати - Парашурама; Рама - Рама; Халадхара - Баларама; Буддха - Буддха; Калки - Калки (Гита Говинда Шри Джайадевы Госвами ) (Примечание: последние шесть инкарнаций явились в образе человека)
Дашмула (философские принципы, преподанные Шри Чайтанйей Махапрабху):
авторитет - шастра; Кришна - Верховная Божественная Личность; Кришна-расы (взаимоотношения с Кришной); энергии Кришны; джива - живое существо; баддха-джива - обусловленное живое существо; материальный мир; отношения дживы с материальным миром; абхидхейа - процесс освобождения или бхакти-йога; прайоджана - высшая цель; беспримесная любовь к Богу (Дж.Д. гл.13-19)
Дашопачара (атрибуты для поклонения):
асана - сиденье или трон для Господа; падйа - вода для омовения стоп; аригхйа - особый вид напитка, предлагаемый, как выражение почтения; ачаманийа - вода для полоскания рта; мадхупарка - особый вид пищи, предлагаемый, как подношение; гандха - сандаловая паста, смешанная с камфорой и агуру; пушпа - цветы; дхупа - благовония; дипа - лампа, заправленная гхи; наиведйа - пища. (Арчана-Паддхати часть III раздел 8)
Игры инкарнаций:
Мина - спасает Веды от потопа; Курма - опора при пахтании молочного океана; Вараха - поднял землю из океана Гарбходака; Нрисимха - убил Хиранйакашипу; Вамана - обманул царя Бали; Парашурама - 21 раз убил царей - демонических кшатриев; Рама - убил Равану; Халадхара (Баларама) - брат Господа Кришны; Буддха - проповедник ненасилия; Калки - убийца демонов в конце Кали-йуги (Вайшнавский песенник, "Шри Дашаватара-стотра")
Оскорбления святого имени:
сатамнинда - поносить преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого имени Господа;
шри шивасйа шри вишнорйадхийабхиннам - считать имена таких полубогов, как Господь Шива и Господь Брахма, равными имени Господа Вишну или независимыми от него;
гуру аваджна - не повиноваться указаниям духовного учителя;
шрутишастра нинданам - поносить Ведическую литературу или литературу, согласующуюся с Ведическими представлениями;
артха-вада - считать славу воспевания Харе Кришна маха-мантры плодом воображения;
харинамни калпанам - давать собственные толкования святому имени Господа;
намнах балад папа буддхих - совершать греховные поступки в расчете на силу святого имени Господа;
шубха крийа самйам - считать повторение Харе Кришна одной из форм благочестивой обрядовой деятельности, рекомендованной Ведами в разделе Карма-канда;
ашраддадхане упадеша - рассказывать о славе святого имени неверующему;
нама махатмйам шрутвапритирахита - не иметь полной веры в повторение святых имен и сохранять материальные привязанности, даже получив столько наставлений на эту тему (Н.П.