от любви к Кришне. Возглас Его восторга заполнил всю вселенную, затем Он вскочил — утоптанный земляной пол раскрошился у Него под ногами с таким шумом, что все подумали: «Он поломал Себе кости!». Вайшнавы очень испугались и в тревоге стали молиться: «Кришна, пожалуйста, защити Его!» А Нитьянанда обливался слезами любви. Не сводя глаз с лица Господа Вишвамбхары, Он издавал долгие и частые стоны и глубоко вздыхал. В необычайном восторге
Он неожиданно стал смеяться, прыгать и танцевать, а потом вдруг смиренно опустил голову и затих.
Господь Гаурачандра и Его бхакты тоже проливали слезы радости, созерцая это трансцендентное безумие любви к Кришне. Они пытались сдержать Нитьянанду, но не смогли. Наконец, вайшнавы отступили, и Господь Вишвамбхара подошел и обнял Его. Очутившись в объятиях Господа, Нитьянанда мгновенно успокоился.
Когда Нитьянанда окончательно пришел в Себя, бхакты начали громко повторять имя Господа Хари. Вишвамбхара не выпускал Нитьянанду из своих объятий, и Гададахара Пандит, улыбаясь, думал про себя, что сейчас Они поменялись ролями: «Господь Нитьянанда Прабху — Ананта-Шеша — служит Господу Вишвамбхаре — Изначальному Нараяне, становясь Его ложем для отдыха в водах Причинного океана. Но сегодня Господь разбил гордость Своего великого слуги, положив Его Себе на руки!»
Радость встречи Господа Вишвамбхары и Господа Нитьянанды невозможно выразить словами — слезы радости беспрестанно лились из Их глаз и промочили землю. «Сегодня — лучший день в Моей жизни, — сказал наконец Господь Вишвамбхара. — Я увидел сегодня воплощенные любовь и преданность Верховному Господу, которые провозглашаются целью всех Вед».
Потеряв счет времени, Гаурасундара прославлял Шри Нитьянанду Прабху, а потом стал расспрашивать, откуда Он пришел.
С величайшим смирением в голосе и почтительно сложив руки, Нитьянанда отвечал:
— Я прошел все места паломничества, но видел там только святую землю и не нашел там Кришну. Я спрашивал добрых людей, почему пусты их алтари: «Я не вижу Кришны здесь, в Его родном доме. Где Он? Куда Он ушел?» Они отвечали: «Сейчас Кришна в Гаудадеше, в Бенгалии. Недавно Он был в Гае, но потом вернулся в Бенгалию». Как только Я вошел в Надию, Меня встретили ликующим пением святого имени Господа и кто-то сказал, что здесь Сам Господь Нараяна, Верховный Господь. Я слышал, что в Надии даже самый жалкий грешник может получить освобождение. И поскольку нет никого более никчемного, чем Я, и вот Я здесь.
— Нам очень повезло, что среди нас есть теперь такой великий вайшнав, как Ты, — сказал Господь Вишвамбхара. — Мы благодарны Кришне, что видели сегодня Твои проявления любви к Богу.
Нитьянанда Прабху все время служил Господу Чай-танье, проявляясь через Его друзей, становясь Его зонтиком, кроватью и прочим. Любой из нас может послужить Господу, но лишь по милости Нитьянанды Прабху. Он поистине достоин прославления, и никто не в силах до конца постичь Его.
Так вайшнавы проводили свои дни в великой радости, беседуя с Нитьянандой Прабху о любви к Богу и погружаясь в счастье сознания Кришны. Глядя на счастливые лица бхакт, Господь Вишвамбхара как-то обратился к Нитьянанде Прабху:
— Мой дорогой Нитьянанда Госвами, когда мы проведем Твою Вьяса-пуджу? Завтра — полнолуние,
день поклонения Шриле Вьясадеве. Попроси кого-нибудь помочь, давайте устроим праздник.
Нитьянанда Прабху, с улыбкой взяв Шриваса Пандита за руку, сказал:
— Я хочу, чтобы Моя Вьяса-пуджа прошла в доме этого брахмана.
— Нелегкая обязанность выпадает на твою долю, Шривас, — с улыбкой сказал Шри Чайтанья.
— Нет, Мой Господь, — ответил Шриваса, — это не беспокойство, а Твоя великая милость всему моему дому. У меня есть все, что необходимо: зерно, одежда, гхи, брахманский шнур. Мне нужно только достать книгу, описывающую церемонию Вьяса-пуджи. И завтра к великой моей удаче, я устрою Вьяса-пуджу.
Господь Чайтанья остался доволен ответом Шриваса, и все вайшнавы отозвались радостными возгласами.
— Нитьянанда, позволь нам всем помочь Шривасу в организации Вьяса-пуджи, — попросил Шри Чайтанья.
Шри Нитьянанда, вдохновленный Господом, тут же отправился в дом Шриваса Пандита. Как только они вошли, всех охватило чувство необыкновенной радости. Господь, пригласив всех друзей и родственников Шриваса, велел закрыть двери. Затем по Его знаку они начали петь бхаджаны и киртаны, и постепенно окружающий мир исчез для них — пение было полно духовного восторга, соответствующего празднику Вьяса-пуджи. Гаурасундара и Нитьянанда начали танцевать. Их связывали вечные узы любви и в танце Они без труда понимали друг друга. Одни бхакты громко пели, другие теряли сознание от блаженства, которое витало в атмосфере, а третьи обливались слезами счастья. Шри Чайтанья и Шри Нитьянанда
проявляли признаки невероятного блаженства, которое невозможно описать словами. Они танцевали, забыв обо всем, порой обнимали друг друга и плакали. В Своей братской любви Они старались коснуться стоп друг друга, но, поскольку оба были осторожными и хитрыми, ни одному из Них не удавалось достичь желаемого. Забыв о Своем верховном положении, они катались по земле, а Их одежды пришли в полный беспорядок. Сами Они не могли остановиться, и никто не мог остановить их — это было невозможно. Кто может удержать Господа, поддерживающего вселенную?
Шри Чайтанья и Нитьянанда утопали в нектаре святого имени и танца. Шри Гаурасундара твердил только: «Пойте,