Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Рупа Виласа пр - Луч Вишну - Страница 2

то разумом своим мы почитаем непосредственно Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Господь Кришна говорит в Бхагават-гите:

адхьешьяте ча я имам

дхармьям самвадам авайох

гьяна-ягьена тенахам

иштах сьям ити ме матих

«И Я возвещаю, что изучающий эту нашу священную беседу разумом поклоняется Мне». (БГ. 18.70)

Тенахам иштах сьям: «Он поклоняется Мне». Если мы принимаем, что вани (наставления) Кришны и Его освобожденных спутников не отличны от самих этих личностей, тогда следует принять, что преданные могут разумом непосредственно поклоняться им. Кто может отрицать это? Все ачарьи нашей школы занимают положение шикша-гуру по отношению к нам. Это — факт. Когда рождается ребенок или принимает дикшу ученик, он тем самым вступает в непосредственные любовные отношения со всеми членами семьи. Это особенно верно для духовных отношений, которые трансцендентны и потому могут связывать людей в формах как вапу, так и вани, в отличие от материальных отношений, ограниченных столь многими обстоятельствами. Более того, если считать чтение книг предшествующих ачарий «перескакиванием», то как тогда относиться к таким высказываниям Шрилы Прабхупады:

«Шри Санатана Госвами Прабху, учитель науки преданного служения, написал несколько книг, из которых самая известная — Брихад-Бхагаватамрита, и тот, кто хочет узнать о преданных, преданном служении и о Кришне, должен прочитать эту книгу...».(ЧЧ, Ади, 5)

«Четыре Веды с дополняющими их Пуранами, Махабхарата и Рамаяна, а также проистекающие из них смрити, являются авторитетными источниками знаний. Если мы вообще стремимся к знанию, нам следует без колебаний черпать его из этих источников». (ЧЧ, Ади, 514)

«Неискренние преданные считают изучение книг предшествующих ачарий неразумным делом, подобным изучению сухой эмпирической философии». (ЧЧ, Ади, 2.117)

«Ведическая литература весьма обширна, она включает в себя Веданта-сутру, Упанишады, Махабхарату, частью которой является Бхагавад-гита, а также Рамаяну. Надо извлекать уроки из этих книг и научиться следовать нивритти-маргу». (ШБ, 7.15.41)

Несомненно, изучение трудов предшествующих ачарий и почитание этих ачарий — это принцип философии Гаудия-вайшнавизма. Это не «перескакивание».

«Перескакивание» — это неуважение к духовному учителю, пренебрежение им. Например, Валлабха Бхатта посчитал комментарии Шридхары Свами хуже своих и принялся критиковать его, говоря: «Я опроверг толкования Шридхары Свами. Я не могу согласиться с ним... он непоследователен в своих объяснениях, и потому его авторитет не может быть принят». Господь Чайтанья с улыбкой ответил ему: «Не принимать авторитета Свами (мужа) — это блуд». Это именно «перескакивание» — неуважение к непосредственному ачарье и переход к его предшественникам.

Такого рода неуважительное отношение к ачарье мы можем видеть и в нашем движении, как в случае с одним санскритологом, который пренебрег наставлениями Шрилы Прабхупады и счел себя более развитым. Ради «высшего общения» с другими садху он отправился на Радха-кунду, а потом сменил тилаку и стал критиковать Шрилу Прабхупаду за то, как он повторяет Гаятри и т.д.

Каждый Гуру в нашей сампрадае — это уникальная личность, к которой можно лично приблизиться и которую можно лично почитать. Естественно, такое почитание начинается с нашего духовного учителя, его образа, наставлений, книг. Ачарьопасанам: цель преданного — в служении ачарье.

Так или иначе, откуда мы черпаем бесценные наставления Шрилы Прабхупады? Из его книг. Насколько мне известно, Шрила Прабхупада ни разу не сказал, что нам нельзя почитать Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура или других членов нашей цепи ученической преемственности. Что же до чтения книг ачарий, то если мы следуем комментариям Шрилы Прабхупады, это как раз рекомендуется.

Никто не отрицает, что иногда Прабхупада предостерегал некоторых учеников от такой практики. Очевидно, впрочем, что ему приходилось так поступать в кризисных ситуациях, как социальных, так и личностных, когда ученик или группа учеников не понимали позиции Шрилы Прабхупады, или же когда враждебные ИСККОН люда сеяли смуту, пытаясь расколоть наше Движение. Такие наставления Шрилы Прабхупады не возводились в статус непреложного принципа. Почитание ачарий и изучение их наследия — одно из начал нашей философии. Об этом ясно говорится в книгах Прабхупады. Мы должны придерживаться этого принципа, осмысливая конкретные тезисы в свете всей сиддханты.

Вот наглядный пример — противоречие, связанное с омовением в Радха-кунде. В 1976 году ученики спросили Шрилу Прабхупаду, можно ли им совершать омовение в Радха-кунде. Он разрешил, объяснив как должно совершаться это омовение: в глубоком сосредоточении и с величайшим почтением. Преданные пошли на Радха-кунду, и там некоторые из них повели себя довольно легкомысленно: принялись плескаться, нырять и вообще развлекаться. Шрила Прабхупада узнал об этом, разгневался и запретил совершать омовение в Радха-кунде. Но Шрила Прабхупада, в своих комментариях к Шри Упадешамрите, и другие ачарьи недвусмысленно предписывают совершать омовение там. Так что же делать? Шрила Прабхупада дал разрешение в соответствии со временем, местом и обстоятельствами и отменил его на тех же основаниях. Однако предписание омываться в Радха-кунде, изложенное в священных писаниях, включая и комментарии самого Шрилы Прабхупады — непреложно. Гнев Прабхупады был направлен против свойственной неофитам склонности к наслаждению, оскорбительной для Шримати Радхарани, но отнюдь не против духовного принципа омовения в Радха-кунде. Каков же вывод? Должно приобрести серьезное, зрелое, благоговейное и почтительное настроение, рекомендуемое ачарьями, и в таком настроении совершать омовения в Радха-кунде ради своего вечного духовного благополучия.

Поэтому мы должны почитать ачарий и изучать их наследие, насколько позволяют нам наши

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 29