Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 5 ------

Рупа Виласа пр - Луч Вишну - Страница 5

выучил наизусть всю Бхагавад-гиту и мог прекрасно объяснить смысл любого стиха. Позже он выучился редактированию и вычитыванию корректуры в типографии Шрилы Бхактивиноды Тхакура, где печатался широко известный духовный журнал Тхакура «Саджана-Тошани». В одиннадцать лет Бимала Прасад посетил вместе с отцом различные места игр Чайтаньи Махапрабху.

Бимала Прасад обладал фотографической памятью. Стоило ему однажды прочитать что-либо, и он мог впоследствии воспроизвести все прочитанное дословно. В школе Шри Рамапура он обучался математике и астрологии и достиг такой поразительной учености, что со временем его наставники — Пандит Махеш Чандра Чаурамани и Пандит Сунар Лал присвоили ему титул Сиддханта Сарасвати.

В этот период он посещал еженедельные воскресные собрания Вишва-вайшнава-раджа-сабхи Бхактивиноды Тхакура и слушал лекции Тхакура по Бхакти-расамрита-синдху Шрилы Рупы Госвами. Он никогда не готовил домашних заданий, а вместо того сидя дома изучал Прартхану и Према-бхакти-чандрику Шрилы Нароттамы даса Тхакура, а также другую вайшнавскую литературу. Впрочем, на любой вопрос учителей он отвечал без запинки и всегда получал отличные оценки на всех экзаменах.

Он готов был поспорить с любым человеком о любом предмете, и никто не мог победить его. Подобно тому, как в ранней юности Чайтанья Махапрабху одержал победу над великим ученым Кешавой Кашмири, Бимала Прасад однажды, под конец своей учебы в колледже, победил ученого по имени Панчанана Сахитьячарья, ученика Васудевы Шастри, знаменитого в то время профессора. Темой диспута были астрологические расчеты. Состязание было устроено в доме Шри Раджендры Чандры Шастри, который и был арбитром. После недолгой дискуссии противнику Бимала Прасада пришлось признать свое поражение. Он был настолько унижен, что не смог сдержать «позывов природы». После этого случая никто не хотел вступать с Бимала Прасадом в дискуссию из боязни быть побежденным.

В возрасте одиннадцати лет, когда Бимала Прасад учился в пятом классе, он разработал род стенографии под названием Бичанто. В это же время он вместе с отцом совершил паломничество по святым местам.

Когда мальчик учился в седьмом классе (что соответствует нынешнему восьмому), то есть, когда ему было около тринадцати лет, Шрила Бхактивинода Тхакур привез из Джаганнатха Пури четки из туласи, дал своему сыну имя Хари и велел ему повторять мантру Нрисимхи, продолжая поклоняться Божеству Господа Курмы, что тот и исполнял с величайшей верой, следуя наставлению своего отца.

В возрасте шестнадцати лет, когда Сиддханта Сарасвати еще был школьником, серьезной частью его занятий стало изучение книг Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Кроме того он начал писать книги по астрологии и в то же время организовал Чиракумара Сабху или «Августовскую Ассамблею» для друзей, с которыми регулярно встречался на Площади Бейдон в Калькутте. Члены Ассамблеи, которым вменялось в обязанность соблюдать целибат, обычно обсуждали темы, относящиеся к религии. Цель этого Общества состояла в том, чтобы дать людям возможность серьезно заниматься поклонением Господу и не привязываться к семейной жизни. Но Бимала Прасад был единственным человеком, который соблюдал свой обет безукоризненно.

В 1892 году в возрасте восемнадцати лет, он сдал вступительные экзамены и поступил в Санскрит Колледж в Калькутте. Как и раньше, он не уделял особого внимания обязательной программе, но находил время читать все философские книги, какие только были в библиотеке.

Во время каникул в колледже он сошелся с ученым по имени Шринжга Притхвидхара Шарма, с которым обсуждал Веды. Хотя Сиддханта Сарасвати получил хорошую подготовку во всех шести областях ведического знания: шикша (произношение), кальпа (последовательность ведических жертвоприношений), вьякарана (грамматика, особенно использование корней, грамматическое изменение слов и предложений), нирукта (значение спряженных и корневых слов), чандах (произнесение ведических мантр) и джотиша (астрологические и астрономические вычисления), все же он решил обратиться к Пандиту Притхвидхара Шарме для углубленного изучения вьякараны. Пандит оценил его достижения и посоветовал ему посвятить остаток жизни изучению Сиддханты Каумуди. На это Сиддханта Сарасвати ответил: «Моя жизнь отдана единственно развитию учения Шри Чайтаньи, она не может быть посвящена культивированию грамматики. Для меня изучение Вед и их дополнений — не главное».

В 1885 году, страстно желая поклоняться Господу и избавиться от настойчивых требований начать семейную жизнь, он покинул колледж. В своей автобиографии он пишет:

«Если я буду продолжать прилежно учиться в колледже, на меня будут давить, чтобы я женился. А если меня сочтут глупым и никчемным, тогда ни у кого не возникнет искушения помолвиться со мной». Рассудив таким образом, я бросил колледж и, чтобы поддержать свою жизнь, нужную мне для служения Хари, стал подыскивать себе достойную работу, исполняя которую я мог бы рассчитывать на скромный доход».

В студенческие годы он писал для журналов очерки на духовные темы и резко критиковал религиозные злоупотребления, которые широко распространились в обществе. В 1887 году он создал в Бхакти-Бхаване чатушпатхи (маленькую академию) под названием «Сарасвати Чатуспати». Многие ученые из Калькутты посещали его лекции и доклады по астрономии. Он публиковал журналы «Джотирвид» и «Брихаспати», а также старинные астрологические тексты, такие как Сурья-сиддханта, знаменитый и весьма авторитетный санскритский трактат по астрономии. Здесь он основал и издавал альманах «Бхакти-Панджика». Он хорошо владел и восточной, и западной астрологией, но предпочитал, естественно, ведическую астрологию. Сэр Ашутош Мухерджи предложил ему кафедру астрономии в Университете Калькутты, но

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3