Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 37 ------

Дорогое небо, письма санньяси - Страница 37

По всей видимости, они не очень веселы и радостны, я же счастлив тем, что практикую сознание Кришны, и чувствую себя счастливым, даже когда идет дождь.

Этим утром широкая гудроновая дорога превратилась в две блестящие колеи, в которых собралась вода и которые напоминали железнодорожные рельсы. Посередине же тянулась зеленая дорожка травы, пробившейся каким-то образом сквозь гудрон. Трава может расти где угодно. Прабхупада даже приводил ее в качестве примера. По его словам, если трава растет на тротуаре, это значит, что какой-то душе дана была возможность появиться там. Семя стремится прорасти где бы то ни было, и вот ростки травы пробились посреди этой

старой сельской дороги, образовав длинную, тянущуюся вдаль дорожку. Длинный ряд холмов почти скрыт дождем. Дождь кажется мне одним огромным облаком, покрывшим небо. В сущности, так оно и есть.

Вчера я упомянул о том, что каждый из нас должен определить, какая деятельность будет лучше всего соответствовать его личным склонностям. Мы не можем заявить, что будем делать только то, что нам хочется делать. Мы должны выполнять свои обязанности, и более того, именно выполняя свои обязанности, мы обретем счастье. Можно сказать и по-другому: мы обретаем удовлетворение, когда занимаемся самой разнообразной деятельностью. В конце концов мы придем к тому, что перестанем смотреть на свои занятия как на предписанные обязанности, а будем просто поглощены любовным служением Кришне. Другие же могут думать, что мы просто следуем долгу. Они могут считать, что мы приносим какую-то пользу обществу, а могут и не считать нашу деятельность полезной для общества. Но на самом деле преданный, следующий внутреннему стремлению служить Кришне, приносит наибольшую пользу обществу, поскольку он, движимый лишь желанием служить Кришне, своим примером напоминает людям о самой важной обязанности, которую они должны выполнять в материальном мире.

Не знаю, нужно ли вам все это, но я говорю о спонтанном преданном служении и личной удовлетворенности и пытаюсь дать вам понять, что вы должны стараться обрести удовлетворение. Очень многое здесь зависит от того, придаем ли мы повторению и слушанию первостепенное значение. Но здесь я ничего не могу диктовать вам, поскольку каждый сам должен решать, как строить свою жизнь, чтобы слушанию и повторению было отведено в ней первое место. Навязывать здесь что-либо было бы с моей стороны очень опрометчиво. Уже одно то, что я повторяю очевидную всем истину, т.е. что слушание и повторение - самое важное в нашей жизни, достаточно смело с моей стороны. Вы же сами должны решить, как совместить эти важные занятия с другими обязанностями.

Вы можете сказать, что утверждения шастр, касающиеся этого вопроса, довольно категоричны. Например, в одном стихе говорится, что человек, предавшийся и служащий Кришне, ничего уже не должен ни полубогам, ни родственникам, ни предкам, ни обществу. Он свободен от всех остальных обязанностей. Поэтому вам решать, каким должно быть соотношение между выполнением обязанностей и служением в вашей жизни. Но пока вы не предались Кришне полностью, отказываться от выполнения остальных обязанностей было бы безответственно. Но как вы можете полностью предаться Кришне? Просто начните предаваться.

Я не думал, что это письмо получится таким нравоучительным; я надеюсь, вы не сердитесь на меня за это, ведь мы же с вами друзья. Нас связывает не обычная дружба, какая существует в материальном мире, не так ли? Нас объединяет вкус к живому обсуждению нашего учения.

Я должен рассказать вам о том, что произошло сегодня во время прогулки. Я вышел к лугу, на котором паслись две огромные лошади. Я был поражен их размером. Они были такими громадными, что казались лошадьми из страшного сна. Поначалу я подумал, что это статуи. Обе были коричневой масти, но у одной на лбу красовалась белая тилака, а у другой были белые ноги. Казалось, что они могли выйти за ворота, если бы захотели. Одна лошадь двинулась в мою сторону, и я быстро пошел прочь, боясь, что она выйдет на

дорогу. Но она, сделав несколько шагов, остановилась и принялась щипать под дождем траву Это одна из особенностей Ирландии - здесь очень дождливая погода, из-за чего здесь буйно растет трава, и животные постоянно жуют ее.

Рассуждения о безответственности и нежелании выполнять свои обязанности навели меня на мысль, что проповедник должен быть очень осторожен и следить даже за тем, как и каким тоном он говорит. Недавно во время моей публичной лекции одна женщина спросила, может ли инициированный преданный не повторять мантру в какие-то периоды времени. Насколько я понял, она говорила о периоде ухода за грудным ребенком и о том, насколько трудно повторять мантру, воспитывая детей. Я ответил, что мы должны всегда повторять шестнадцать кругов, чего бы это нам ни стоило. Я не считаю, что ответил неправильно, но я сказал это несколько витиевато, пользуясь тем преимуществом, которое дает мне статус санньяси. Я сказал, что практика бхакти - самое важное, что есть в нашей жизни, и мы не должны прекращать ее во имя забот о семье. Потом я добавил, что такая обязанность, как забота о семье не упомянута среди девяти видов бхакти, и что нет

Навигация:

Страница 39
Страница 38
-- Страница 37 --
Страница 36
Страница 35