Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Очерки ведической литературы - Страница 21

– Бхагавата-пурана (Шримад-Бхагаватам). Она также считается непосредственным комментарием к Веданта-сутре, потому что оба произведения принадлежат перу Вйасадевы.

Основная тема Бхагаватам - описание личности Бхагавана Кришны, Его приближенных и Его преданных. Другие Пураны упоминают также различные методы поклонения полубогам, но Бхагаватам говорит только о Верховном Бхагаване. Его первый стих (джанмадй асйа йатах) совпадает с начальным стихом Веданта-сутры. Он указывает на то, что Вйасадева пишет непосредственно об Абсолютной Истине - источнике всего сущего (37). Поскольку в центре повествования Шримад-Бхагаватам находится поклонение Верховной Личности Бога, Бхагавану Шри Кришне, можно утверждать, что Шримад-Бхагаватам трансцендентен к разделам Вед карма-канда (описывающий жертвоприношения с целью обретения материальной выгоды), гйана-канда (разбирающий философские вопросы) и упасана-канда (описывающий поклонение полубогам). Сам Шримад-Бхагаватам (1.2.6) так определяет высочайший путь: „Лучшая из религий та, которая приводит своих последователей в экстаз любви к Богу - бескорыстной и свободной от материальных преград - ибо только это может принести удовлетворение душе" (38).

Иногда путь бхакти, описанный в этом стихе, критикуют, говоря, что он предназначен для тех, кто не в состоянии понять более высокой философии. Но согласно самому Шримад-Бхагаватам, (1.2.12) подлинная бхакти основывается на понимании всей ведической литературы (иначе говоря, усвоение философии Веданты должно приводить к развитию бхакти): „Абсолютную Истину понимает только тот серьезно ищущий ученик или мудрец, который вооружен знанием и достиг отрешенности с помощью преданного служения и слушания Веданта-сутры" (39).

Как пишет Джордж Харт: „Бхагавата-пурана - одно из самых лучших произведений о бхакти среди всего доныне созданного. На мой взгляд, сравниться с ней могут лишь немногие другие произведения индийской литературы" (40). Тем не менее, читатель должен понимать Шримад-Бхагаватам в свете философии Веданты. Веданта-сутра раскрывает Абсолютную Истину с помощью безупречной логики и неопровержимых доводов, а Шримад-Бхагаватам - детальный и пространный комментарий к ней. Профессиональные чтецы Шримад-Бхагаватам подробно останавливаются главным образом на главе о раса-лиле, которая описывает знаменитый танец Кришны с девушками Вриндавана. Вырванный из контекста, этот раздел (Песнь десятая, главы 29-35) становится настоящим препятствием для понимания Бхагавана Кришны и ведической сиддханты.

Шримад-Бхагаватам начинается там, где заканчивается Бхагавад-гита. Бхагавад-гита утверждает, что человек, которому ведома трансцендентная природа явления и деяний Бхагавана Кришны, может вырваться из круговорота рождений и смертей (41). Шримад-Бхагаватам начинается с утверждения того, что Бхагаван Кришна является причиной всех причин, а затем в нем повествуется о трансцендентных играх, совершенных Им со времени Своего появления до самого ухода. Поэтому Шримад-Бхагаватам иногда называют следующей ступенью познания после Бхагавад-гиты.

Шримад-Бхагаватам говорит о Бхагаване Кришне как о конечной цели Вед и Веданты. Так как только Бхагаван Кришна проявляет все качества Господа, о Нем говорится как об источнике всех инкарнаций, включая экспансии Вишну. Эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам: „Бхагаван Кришна есть суммум бонум [высшее благо]". Это главная тема Бхагаватам (42). А теперь посмотрим, как эта сиддханта соотносится с учениями ачарйев.

05) Учения ачарьев.

Ачарья - это учитель ведического знания. Он передает учение шастр и сам живет в соответствии с ним. Ачарьи вершили судьбами ведической культуры на протяжении веков. Как правило, люди доверяли тому, чему учили ведические ачарьи, потому что эти люди подавали лучший пример своими собственными делами. Кроме того, ведические ачарьи всегда несли ответственность за парампару (путь передачи ведического знания), и поэтому личность каждого из них была воплощением этого знания. Хотя слова ачарии соответствуют времени и обстоятельствам, в которых он живет, он строго придерживается основного вывода, или сиддханты, ведической литературы.

05.1 Шанкара.

Шанкара (788-820 г.н.э.) был шиваитом (последователем Шивы). Он родился в семье ортодоксальных брахманов в Южной Индии. Еще совсем мальчиком он принял обет отречения и, как полагают, написал две свои основные работы (Вивека-чудамани и Шарирака-бхашйа). Он много путешествовал по всей Индии и умер в Гималаях в возрасте тридцати двух лет

Шанкара явился, когда буддизм, получив поддержку индийского императора Ашоки, распространился по всей стране. Он добивался реформации и очищения религиозной жизни, восстанавливая авторитет ведических Писаний, которые были полностью отвергнуты Буддой.

Интерпретация ведической литературы, данная Шанкарой, получила известность под именем адвайта веданты (монистическая веданта), потому что он утверждал, что джива идентична с Богом. Хотя в шастрах Абсолютная Истина часто описывается как Верховная Личность, а дживы - как Его вечные составные частицы, находящиеся у Него в подчинении, Шанкара учил, что Абсолютная Истина (Парабрахман) - это и есть сами дживы и что, в конечном счете, в духовном бытии нет разнообразия и индивидуальностей, или личностей. Он учил, что кажущаяся индивидуальность Верховного существа и дживы ложна.

Отрицанием множественности джив Шанкара расходился со всеми традиционными ведическими школами. Более того, Шанкара утверждал, что ответить на вопрос о происхождении космоса невозможно, и что природа майи непостижима. Объясняя те места Вед, где Ишвара, Верховная Личность, описан как причина всех причин, Шанкара развил теорию двоичного Брахмана. В соответствии с ней, существует два аспекта Брахмана - чистый имперсональный Брахман и Брахман, проявляющийся во вселенной как Бог. Для того, чтобы обосновать это, Шанкаре пришлось по-своему истолковать или вообще отвергнуть многие ведические смрити. Приравняв дживу к Бхагавану, он вступил в резкие

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19