Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

ПЛ 36 В каждом городе и деревне - Страница 4

же приняла Шрилу Прабхупаду. Большой дом был построен по современному проекту - с закругленными углами, окнами в виде иллюминаторов и просторной гостиной с верандой, выходящей на океан.

Стоя у окна своей комнаты, Прабхупада любовался зеленовато-голубым морем, безоблачным синим небом и белым песчаным берегом в обрамлении пальм.

- Брахмананда сказал мне, что это место - одно из самых красивых в мире, - сказал Прабхупада, обернувшись к присутствующим. - Теперь я вижу, что он прав.

Прабхупада приехал в Момбасу с хроническим кашлем, но, прогулки по берегу океана и горячее африканское солнце быстро поправили его здоровье. Как и в Лондоне, Прабхупада продолжал при помощи Шьямасундары каждый день разбирать постулаты философов-классиков. Следуя хронологическому порядку, он перешел от Сократа к Декарту.

Шьямасундара: Он (Декарт) говорит: "Я мыслю, следовательно, существую". Прежде всего, он обнаружил это: "Я существую". В определении истины он опирался на эту установку, ведь в его времена не было единого авторитета, на который бы опирались все.

Прабхупада: Не велика мудрость. И тысячи лет назад было немало тех, кто понимал, что он существует. Это называется атманам маньяте джагат: глупцу все окружающие кажутся глупцами. Декарт не первый человек, постигший существование индивидуального "я". Кришна говорит: ахам. Ахам эвасам эвагре: "Я был в начале, и Я останусь, когда все исчезнет". В свою очередь мы тоже говорим: "Я существовал до того, как было сотворено это тело, и буду существовать, когда оно умрет". Это понятие "я" есть как у Бога, так и у нас. В чем же новизна?

Почувствовав себя лучше, Прабхупада снова был готов проповедовать. Момбаса, в отличие от столицы страны, Найроби, была слишком мала для проповеди, потому он вернулся в столицу.

Найроби, 18 сентября 1971 г.

В Найроби Шрила Прабхупада преподал урок того, как должен проповедовать санньяси. В течение месяца он неукоснительно следовал ведической традиции, оставаясь в доме принимающих его индийцев не более трех дней. Несмотря на хорошую пищу и комфортабельные условия проживания, по истечении положенного времени, он переезжал в другую семью. Таковы правила для санньяси, говорил Прабхупада. Это необходимо, чтобы не привязываться к комфорту и не причинять хозяевам неудобств.

Для Шрилы Прабхупады не было никакой необходимости соблюдать эти элементарные нормы - ведь он был парамахамсой, санньяси высшего уровня сознания Кришны. Его тело, ум и речь были всецело заняты в трансцендентном служении Господу, и потому он не питал привязанности к материальным удобствам. И все же, подавая пример ученикам, он строго следовал ведической традиции. Эта традиция называется мадхукари, что означает "пчела". Взяв с цветка немного нектара, пчела сразу перелетает на другой. Такая система кратких визитов дала Прабхупаде возможность вовлекать в сознание Кришны большее число семей и принимать множество приглашений.

Куда бы ни приезжал Прабхупада, везде он вел себя как безупречный гуру и уважаемый садху. При этом он тепло и по-дружески общался с хозяевами, становясь, по существу, старшим членом семьи. Хозяева предоставляли ему лучшую комнату в доме (обычно свою спальню), а хозяйка с помощницами готовила для него изысканные блюда. Благодаря своему естественному сознанию Кришны, Прабхупада выглядел представительным и солидным, а манеры его были неизменно аристократичны, но в то же время скромность его очаровывала хозяев. Очень скоро он стал другом и гуру многих семей в столице Кении.

Западные ученики извлекли немало уроков из общения с Прабхупадой в Найроби. Как-то раз господин Деваджи Дхамиджи пригласил Прабхупаду освятить алтарную в его доме. Когда Прабхупада приехал, мистер Дхамиджи предложил ему сесть на оленью шкуру.

- Мы не садимся на оленью шкуру, - сказал Прабхупада. - Хотя она чиста, наши вайшнавы не носят оленьи шкуры и не сидят на них. Это в традиции йогов.

Бхавананда: Тогда мистер Дхамиджи пригласил Прабхупаду сесть на диван, покрытый чистой белой тканью. Прабхупада сел, и ему начали омывать стопы. Я впервые наблюдал за тем, как Прабхупаде омывают стопы - сначала молоком, а затем водой с розовыми лепестками. Потом на стопы нанесли чандану и осыпали их порошком красной кункумы, рисовой мукой и цветами жасмина. Пальцы на его ногах стали красными от кункумы, к ним прилипли зернышки риса и маленькие белые цветочки жасмина. После этого он прочитал лекцию. Никогда прежде я не обращал внимания на стопы гуру. Лишь теперь я понял, что стопы гуру имеют особое значение. И они изумительно прекрасны.

Прабхупаду не удовлетворяла проповедь одним только индийцам. Он хотел проповедовать и африканцам. Но индийцы и африканцы в Кении жили совершенно изолированно друг от друга. Однако, поскольку осознавший Кришну человек не делает телесных различий, Прабхупада говорил, что долг индийцев - поделиться своей духовной культурой с африканцами.

Прабхупада убеждал Брахмананду Свами, что его главная задача в Африке - приобщить к сознанию Кришны коренное население страны. Вспоминая

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2