другого цвета. В этом смысле мы непременно будем разные. Столько на свете мужчин и женщин, и все по-разному одеты. Вы не можете сказать, что в плане одежды они все равны. Но если принимать во внимание не одежду, а живые существа, то они равны. Мы проводим эту разницу на материальном, а не на духовном уровне.
- Я хотел бы задать вопрос, - сказал другой репортер. - Что такое вы даете этим людям, что вызывает у них такую бурную эмоциональную реакцию?
Прабхупада: Это происходит потому, что они получили духовное образование. Мы поднялись над материальными представлениями и потому не делаем различий между американцами, индийцами, черными, белыми. Такой разницы нет. Каждый является слугой Бога. Понятно?
Другой репортер сказал, что на свете есть множество гуру и спросил, почему Прабхупада считает свое учение истинным.
Прабхупада: Потому что мы говорим истину. Мы не обманываем, объявляя себя Богом. Мы знаем истинное положение вещей - Бог велик, и все мы - Его слуги.
Вопрос был задан в типичном для репортеров вызывающем и непочтительном тоне, но Прабхупада отвечал спокойно, объясняя свое положение в связи с Кришной.
- Как я могу называть себя Богом? - спросил он и склонил голову. - Нет, мы не обманщики. Мы говорим правду. Это и привлекает людей. Если я вру, мне, кончено, какое-то время могут верить, но это не продлится долго.
Репортер: Завтра состоится ваш праздник. Как он будет проходить?
Прабхупада: Праздник? Это возможность вспомнить о Кришне, Господе. Вместе со своими братом и сестрой Он посетил Курукшетру - так называется одно из мест в Индии. В память об этом событии мы и отмечаем этот праздник Ратха-ятры.
Вместе с Киртананандой Свами, Брахманандой Свами и Равиндра-Сварупой, президентом филадельфийского храма, Шрила Прабхупада сел в арендованный "кадиллак".
- Ну что, опять тот же вопрос? - сказал Прабхупада. - Как вам мои ответы?
- Да, - сказал Брахмананда. - Вы очень хорошо ответили.
Прабхупада: Разница есть на материальном уровне. На вас одна одежда, на мне другая. Но в духовном отношении разницы нет.
Шофер оглянулся и посмотрел на заднее сиденье.
- Если хотите больше воздуха, ручка регулятора рядом с вами.
- Можно включить кондиционер, Шрила Прабхупада, - сказал Брахмананда.
- Хорошо, - ответил Прабхупада. - Но естественный кондиционер лучше.
Преданные открыли окна.
Прабхупада вспомнил, что уже дважды бывал в Филадельфии. В 1969 году, вместе с несколькими преданными он приезжал сюда из Нью-Йорка, чтобы прочитать лекцию в университете Темпл. А в первый раз, в 1965-м, он приехал сюда из Батлера (Пенсильвания), чтобы в Университете Пенсильвании встретиться с профессором Норманном Брауном. Равиндра-Сварупа сказал, что сам был студентом Темплского университета, и посещал лекции Свами Никхилананды через год после того, как там выступил Шрила Прабхупада.
Равиндра-Сварупа: Студенты вас помнили. Они рассказали мне, как вы спросили Свами Никхилананду: "Итак, вы изучаете Веданту. Но что такое Веданта?" И никто не смог вам ответить. Тогда вы сказали, что веда значит "знание", а анта значит "цель". То есть Веданта значит "цель знания", и это Кришна. Для них это было открытием, несмотря на то, что они прослушали многочасовой курс лекций по Веданте.
Прабхупада: В этом-то и проблема. Глупцы играют роль лидеров. Невежда становится учителем. Как в данном случае: человек не знает, что такое "веданта", и, тем не менее, преподает Веданту. Это же азбучная истина. "Веда" значит "знание", а "анта" - "цель". Должна быть конечная цель. Но современный путь познания состоит в том, чтобы без конца что-нибудь изучать, но так и не прийти к цели. Разве не так? Как вы думаете?
Равиндра-Сварупа: Да, это факт. Никаких выводов.
Машина ехала мимо огромной автомобильной свалки.
- Машина, - сказал Прабхупада.
Киртанананда: Вот цель их знания - груда металлолома.
Прабхупада: Да. Они все время что-нибудь разрушают, а потом строят. И на этом все кончается. Они не спрашивают: "Зачем ломать и строить? Почему это не может существовать всегда?" У них не возникает таких вопросов. И они не могут решить эту проблему. Они думают, что ломать и строить - естественно. Но мы даем знания об иной природе, где не нужно ломать и строить, где все вечно. Но они не верят, что такое возможно. Мы сообщаем об этом, о том, что вы можете жить вечно. Это величайший дар человечеству. Человек хочет жить вечно, но не знает, как.