А Ш Р А М Г Р И Х А С Т Х
Недавно пришло письмо от одного из преданных, которое на мой взгляд
стоило бы обсудить в конференции.
Объясните, пожалуйста, что делать преданному, который уже давно
решил сменить ашрам, (и даже получил все благословения от президен-
та), но не может это сделать из-за того, что в наших условиях он не
имеет никакой возможности зарабатывать деньги (заниматься бизнесом
противоестественно его природе, тем более, что неоднократные попыт-
ки заканчивались только полным крахом, а работать на кармической
работе нет никакого желания, ведь в конце концов из-за неблагоп-
риятного общения может прийти конец духовной жизни, тем более, как
говорит Шри Вишнупад: "Какой смысл подчиняться собакам?"). Лучшим
вариантом было бы устроиться в какую-нибудь фирму, организованную
преданными (что-то наподобие Преминвест), но где такую найдешь?
Один из моментов состоит в том, что каждый человек (преданные в
данном случае не исключение) сам несет ответственность за поддержа-
ние этого тела. Кришна говорит, что не работая не возможно даже
поддерживать тело. Недавно я беседовал с несколькими брахмачарини,
и для них было целым откровением, что на их содержание уходит не
меньше 100$ в месяц. Даже в случае преданных Кришна как правило
действует, не нарушая законов природы. Очень часто Он помогает, да-
вая преданному разум, как сделать то или иное (тешам сататам юкта-
нам...). В частности, экономические законы гласят о том, что если
мы хотим на что-то жить, то есть получать от внешнего общества про-
дукты, кров, одежду и т.д., то мы должны ему что-то давать. И зако-
ны рынка гласят, что это что-то должно пользоваться спросом. Вооб-
ще то у нас есть самая лучшая продукция -- Сознание Кришны, но на-
ша беда в том, что мы слишком незрелые, чтобы увидеть нужды рынка,
то, как продукция может их удовлетворить, или даже каким образом
подать эту продукцию (мы будем более подробно обсуждать это в кур-
се "Как покорять сердца клиентов..."). Некоторые из возможных пу-
тей этого мы обсуждаем в конференции. В рамках чисто ИСККОН профес-
сии делятся на три категории: Пуджари (и иже с ними), менеджер и
преподаватель/проповедник. Если вы будете высоко квалифицированы в
любой из них, то я уверен, что многие храмы (или приходы) вам с
удовольствием будут платить за эту работу и оплачивать квартиру, и
другие вещи первой необходимости. Кроме этого могут быть другие бо-
лее общие профессии типа бухгалтера, водителя и т.д. В принципе аш-
рам брахмачари и предназначен для обучения. Другой вариант -- это
работать вместе с преданными. Здесь тоже есть что-то, где бы мог
помочь храм -- помочь создать сильную общину грихастх. Кто-то рас-
сказывал мне, что в Каунасе, преданный женится, то община грихастх
помогает ему с работой/бизнесом среди преданных, даже, возможно
квартирой. Так работают кланы в Узбекистане -- замечательная систе-
ма. Когда молодые люди женятся, то друзья и родственники обеспечи-
вают их буквально всем -- от чайной ложки до квартиры. Это вопрос
развития программы Нама-хатта, которую мы также обсуждаем в конфе-
ренции. В Бишкеке, например, мы уже начали работать в этом направ-
лении. Третий вариант -- это работать на "кармичской работе". Один
преданный очень уместно заметил, что не бывает кармической работы
-- бывает кармическое сознание. Конечно для этого (как, впрочем и
вообще для грихастха ашрама) нужно быть зрелым -- духовно, физичес-
ки/экономичесчки, интеллектуально и эмоционально/социально. Предан-
ный может просто своим примером просто обращать все свое окружение
в преданных. Есть море тому примеров -- во многих ятрах, и уж тем
более зарубежом. Очень часто мы даже просим преданных, которые за-
нимают те или иные позиции в обществе продолжать и продвигаться по
карьере, потому что это очень мощное ЧИСТОЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ.
Если нет особой внешней квалификации, то можно учиться готовить и
продавать прасад, продавать благовония и т.д. Но так или иначе под-
держивать тело -- это головная боль каждого лично. То есть у каждо-
го (кроме тех, кто достигли уровня бхавы - сиддхи или прайоджаны)
есть внешние обязанности, Которые он выполняет в Сознании Кришны
(для Его удовольствия и в соответсвтии с правилами и предписаниями)
-- или же вносить прямо или косвено ощутимый вклад в общество (как
ИСККОН, так и внешнее), или же учиться, чтобы через определенное
время вносить этот вклад. В свою очередь это налагает на храмы то-
же обязанности -- давать такое обучение, и иметь систему компенса-
ции за служение. В некоторых храмах нашего региона мы уже осущес-
твили переход к этому т.н. "Новому Завету."
Но, пожалуй не только это, но еще и то, как найти свою лучшую