вашим прис-
мотром!) дают возможность поупражняться в наливании и выливании. Зачер-
пывать воду чашкой, а потом выливать ее - одна из любимых забав малышей.
- Посадите малыша в большую бельевую корзину, наполовину наполнив ее
носками и разной детской одежкой. Он долго и с большим удовольствием бу-
дет опустошать ее, выбрасывая одну вещь за другой. Когда все белье ока-
жется на полу, выньте из корзины и самого маленького "помощника" и пока-
жите ему, как все обратно "складывать". Поднимите носок и демонстративно
положите в корзинку. "Помощничек" с таким же упоением, как разгружал,
начнет вновь заполнять корзину.
Как проникнуть в сознание собственного ребенка
Ах, если бы удалось проникнуть в эту маленькую головку и узнать, о
чем думает малыш! Ну что же, коечто можно сделать. Научиться понимать, о
чем думает малыш, можно, наблюдая за его игрой. Предлагая ребенку ка-
кие-то решения и видя его реакцию, можно восстановить ход его рассужде-
ний. Такой способ мы называем "раскрытием скобок". И эти догадки -
единственный путь, пока ребенок не научился говорить. Рассказать вам о
своих мыслях он может с помощью доступного ему на данном этапе развития
языка мимики и жестов.
Признаки развивающейся памяти
Ментальные картинки. Однажды я читал детскую книжку 9-месячному Мэтью
и, показав на картину с кошкой, сказал: "Киса". Лицо сына оживилось,
словно он что-то вспомнил. Мэтью посмотрел в сторону двери и сделал это
потому, что именно оттуда появилась наша домашняя кошка. А затем он при-
нялся гладить кошку на картинке. Изображение кошки как бы возродило в
его памяти известный образ и ассоциацию: кошку обычно гладят. Необычайно
интересной показалась мне и его способность распознавать схожесть нари-
сованной на картинке и настоящей кошки.
Знакомая мелодия. На этой стадии развития дети запоминают недавно
происшедшие события. Однажды мы взяли 9-месячного Мэтью на выставку в
Диснейлэнде, которая называлась "Этот маленький мир". Мелодия, сопровож-
давшая изображения, произвела на него сильное впечатление. На следующий
день, когда мы напели ему эту мелодию, глаза Мэтью радостно засверкали и
улыбкой он дал нам понять, что помнит все, связанное с ней.
Из дневника Марты: "Мэтью все чаще дает нам понять, что он хотел бы
делать и где быть. Кроме того, он вспоминает, чем занимался, пока его
что-то не отвлекло. Кажется, он начинает узнавать и места. Так, если он
ждал, что его понесут в одну сторону, а мы идем в другом направлении, он
протестует, и сила протеста зависит от того, насколько сильно его жела-
ние".
Ключевые слова. Мы считаем, что дети хранят в памяти фрагменты инфор-
мации и когда слышат какое-то ключевое слово, оно срабатывает, как пус-
ковая кнопка, оживляя в их памяти целую страницу. Например, мы с Мэтью
любили ходить к океану. Когда ему было 9 месяцев, я говорил просто:
"Пойдем", и Мэтью полз к двери. Это слово включало у него в памяти образ
игры вне дома - поездку на машине, прогулку и т.д. Большей детализации в
его реакции в то время еще не было: неважно, что я добавлял к первому
слову ("пойдем"). Однако к году он обладал уже гораздо большим объемом
памяти. Теперь, когда я говорил: "Пойдем к океану", он знал, что его не
только вынесут из дома, но и что гулять мы пойдем именно к океану. Если
я шел в противоположную сторону, он начинал протестовать. Таким образом,
он уже мог ассоциировать определенные слова и действия с событиями, ко-
торые должны были последовать за ними, и нарушение правил игры вызывало
пронзительный протестующий вопль. Думаю, этот пример убедил вас в том,
что, беседуя с малышом и шаг за шагом объясняя ему значение тех или иных
ваших действии, вы поможете ему избежать разочарования (он настроился на
другое) и бурного протеста, который не доставит удовольствия ни ему, ни
вам.
Что за дверью? Живая память ребенка позволяет ему вспоминать, что на-
ходится за закрытой дверью. В 11 месяцев Мэтью сидел перед раскрытой на
кухню дверью и видел восхитительные кастрюльки и сковородки, которые ро-
дители иногда снимают с полок и дают ему погреметь ими. (К счастью для
человеческого уха, детские игры не столь уж продолжительны.) По заверше-
нии шумового спектакля мы забираем кастрюльки и закрываем дверь на кух-
ню. Мэтью же, запомнив восхитительные громкие игрушки, находящиеся за
дверью, постоянно ползет по направлению к кухне, карабкается по двери,
старается открыть ее.
Игры для этого возраста
Найти потерянную игрушку. Интереснейшей особенностью этого возраста
является представление о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку,
которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с
глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется
эта способность? Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не
пытается искать ее. Попробуйте