Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ваш baby
------ Страница 293 ------

Ваш baby - Страница 293

вашим прис-

мотром!) дают возможность поупражняться в наливании и выливании. Зачер-

пывать воду чашкой, а потом выливать ее - одна из любимых забав малышей.

- Посадите малыша в большую бельевую корзину, наполовину наполнив ее

носками и разной детской одежкой. Он долго и с большим удовольствием бу-

дет опустошать ее, выбрасывая одну вещь за другой. Когда все белье ока-

жется на полу, выньте из корзины и самого маленького "помощника" и пока-

жите ему, как все обратно "складывать". Поднимите носок и демонстративно

положите в корзинку. "Помощничек" с таким же упоением, как разгружал,

начнет вновь заполнять корзину.

Как проникнуть в сознание собственного ребенка

Ах, если бы удалось проникнуть в эту маленькую головку и узнать, о

чем думает малыш! Ну что же, коечто можно сделать. Научиться понимать, о

чем думает малыш, можно, наблюдая за его игрой. Предлагая ребенку ка-

кие-то решения и видя его реакцию, можно восстановить ход его рассужде-

ний. Такой способ мы называем "раскрытием скобок". И эти догадки -

единственный путь, пока ребенок не научился говорить. Рассказать вам о

своих мыслях он может с помощью доступного ему на данном этапе развития

языка мимики и жестов.

Признаки развивающейся памяти

Ментальные картинки. Однажды я читал детскую книжку 9-месячному Мэтью

и, показав на картину с кошкой, сказал: "Киса". Лицо сына оживилось,

словно он что-то вспомнил. Мэтью посмотрел в сторону двери и сделал это

потому, что именно оттуда появилась наша домашняя кошка. А затем он при-

нялся гладить кошку на картинке. Изображение кошки как бы возродило в

его памяти известный образ и ассоциацию: кошку обычно гладят. Необычайно

интересной показалась мне и его способность распознавать схожесть нари-

сованной на картинке и настоящей кошки.

Знакомая мелодия. На этой стадии развития дети запоминают недавно

происшедшие события. Однажды мы взяли 9-месячного Мэтью на выставку в

Диснейлэнде, которая называлась "Этот маленький мир". Мелодия, сопровож-

давшая изображения, произвела на него сильное впечатление. На следующий

день, когда мы напели ему эту мелодию, глаза Мэтью радостно засверкали и

улыбкой он дал нам понять, что помнит все, связанное с ней.

Из дневника Марты: "Мэтью все чаще дает нам понять, что он хотел бы

делать и где быть. Кроме того, он вспоминает, чем занимался, пока его

что-то не отвлекло. Кажется, он начинает узнавать и места. Так, если он

ждал, что его понесут в одну сторону, а мы идем в другом направлении, он

протестует, и сила протеста зависит от того, насколько сильно его жела-

ние".

Ключевые слова. Мы считаем, что дети хранят в памяти фрагменты инфор-

мации и когда слышат какое-то ключевое слово, оно срабатывает, как пус-

ковая кнопка, оживляя в их памяти целую страницу. Например, мы с Мэтью

любили ходить к океану. Когда ему было 9 месяцев, я говорил просто:

"Пойдем", и Мэтью полз к двери. Это слово включало у него в памяти образ

игры вне дома - поездку на машине, прогулку и т.д. Большей детализации в

его реакции в то время еще не было: неважно, что я добавлял к первому

слову ("пойдем"). Однако к году он обладал уже гораздо большим объемом

памяти. Теперь, когда я говорил: "Пойдем к океану", он знал, что его не

только вынесут из дома, но и что гулять мы пойдем именно к океану. Если

я шел в противоположную сторону, он начинал протестовать. Таким образом,

он уже мог ассоциировать определенные слова и действия с событиями, ко-

торые должны были последовать за ними, и нарушение правил игры вызывало

пронзительный протестующий вопль. Думаю, этот пример убедил вас в том,

что, беседуя с малышом и шаг за шагом объясняя ему значение тех или иных

ваших действии, вы поможете ему избежать разочарования (он настроился на

другое) и бурного протеста, который не доставит удовольствия ни ему, ни

вам.

Что за дверью? Живая память ребенка позволяет ему вспоминать, что на-

ходится за закрытой дверью. В 11 месяцев Мэтью сидел перед раскрытой на

кухню дверью и видел восхитительные кастрюльки и сковородки, которые ро-

дители иногда снимают с полок и дают ему погреметь ими. (К счастью для

человеческого уха, детские игры не столь уж продолжительны.) По заверше-

нии шумового спектакля мы забираем кастрюльки и закрываем дверь на кух-

ню. Мэтью же, запомнив восхитительные громкие игрушки, находящиеся за

дверью, постоянно ползет по направлению к кухне, карабкается по двери,

старается открыть ее.

Игры для этого возраста

Найти потерянную игрушку. Интереснейшей особенностью этого возраста

является представление о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку,

которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с

глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется

эта способность? Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не

пытается искать ее. Попробуйте